Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: " Зимующие птицы"

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

           Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

           Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

           ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. ВОРОБЕЙ, ВОРОНА (детям 3-4 лет)

           Приблизительный пассивный и активный словарь: воробей, воро­на, голубь, клюв, хвост, лапа, грудь, брюшко, крыло, перо, кор­мушка, зерно, летать, клевать, скакать, кормить, каркать, чири­кать, гулить, ворковать, сизый, белый, черный, холодно, голод­но, высоко.

    •        Занятие 1. Тема «Воробей»

            Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­бья, с особенностями его жизни в зимних условиях; составление короткого предложения по картинке.

           Оборудование: картина «Воробей», шапочки с изображением кота и воробьев.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент.

    Педагог предлагает детям посмотреть в окошко. Что вы видите за окном? (Снег.) Как вы думаете, кто летает за окном? (Птицы.)

    2. Рассматривание картинки «Воробей».

    При рассматривании картины педагог обращает внимание на ча­сти тела воробья: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и по возможности назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках воробья: верх головы серый, верхняя часть груди черная, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса, спинка коричневая с черными крапинками, брюшко серое. Далее рассказывает об особенностях питания воробья.

    Летом воробей питается жучками, бабочками, червячка­ми, зернышками. Зимой их нет. Он ищет зернышки на сне­гу. Можно зимой найти зернышки? (Нет.) Зимой птицам очень голодно. Часто именно из-за голода птицы гибнут зи­мой. Поэтому воробьи селятся ближе к людям. Они совсем не боятся людей, потому что знают: там, где человек, там всегда будет корм. Но есть у воробьев и враги. Злейший враг воробья в городе — кошка. Кошка ловит воробьев. Кто зна­ет, как кричит воробей? (Чик-чирик.) Воробей чирикает.

    3. Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики».

    Дети надевают шапочки с изображением кота и воробьев. На полу чертят круг такого размера, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот» — становится в центр круга, остальные дети — «воробуш­ки» — располагаются за кругом, у самой черты. По сигналу взро­слого воробушки начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот мо­мент, когда «воробушек» находится внутри круга. Тот, кого пой­мали, становится «котом», а «кот» — «воробушком», и игра повторяется.

    4. Ответы на вопросы по картинке.

    Воробей большая птичка или маленькая? Чем питается воробей? Кто кормит воробья зимой? Боится воробей лю­дей или нет? Кто ловит воробья?

    5. Итог.

    Когда будете гулять, попросите родителей показать вам воробья.

     

    •        Занятие 2. Тема «Ворона»

           Цель: знакомство с характерными внешними признаками воро­ны, с особенностями ее жизни в зимних условиях; обучение срав­нению двух птиц по словесному образцу.

           Оборудование: игрушечная ворона, картины «Ворона» и «Воро­бей».

           ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент.

    Кто-то к нам летит и громко кричит: «Кар-кар!» Посмот­рите, кто это?

    2. Рассматривание картины «Ворона».

    При рассматривании изображения вороны педагог обращает вни­мание на части ее тела: голову, туловище, крылья, хвост, клюв, лапки, грудь, брюшко; просит детей показать и назвать части тела птицы. Затем рассказывает о внешних признаках вороны: голова, крылья и хвост черные, остальное оперение темно-серое.

    Ворона, как и воробей, питается жучками, паучками, клю­ет зернышки. Часто она питается погибшими животными. Во­рона — крупная и сильная птица. Даже кошке опасно ловить ворону. Ворона будет защищаться — клевать, рвать когтями кошку. Живут вороны парами — ворон и ворона. Они заботятся о своих птенцах — воронятах. Семья ворон — очень дружная.

    3. Чтение стихотворения О.Г. Зыковой «Ворон и ворона».

    Всю жизнь живем одной семьей —

    Всегда и всюду вместе,

    Растим птенцов

    И гнезда вьем.

    И даже если проживем

    Мы лет примерно двести,

    Как ни старайся — никогда

    Ворон ты не поссоришь.

    Мы очень крепкая семья —

    И с этим не поспоришь.

    4. Сравнение картин «Ворона» и «Воробей».

    И у вороны, и у воробья есть клюв. Какой клюв у вороны (Большой.) Какой клюв у воробья? (Маленький.) У вороны клюв большой, а у воробья — ... (маленький).

    Аналогично рассматриваются и сравниваются остальные части тела птиц. В заключение педагог делает обобщение, говорит, что у всех птиц есть две лапы, крылья, хвост, клюв, тело птиц покрыто перьями.

    5. Итог.

    Какая птица прилетала сегодня к нам в гости?

     

    •        Занятие 3. Тема «Кормушка для птиц»

           Цель: развитие умения отвечать на вопросы по содержанию сю­жетной картины.

           Оборудование: картинки с изображением вороны и воробья, сю­жетная картина «Кормушка для птиц», фланелеграф, картинки с изображением кормушки и птиц.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент.

    На наборное полотно выставляются две картинки с изображение воробья и вороны. Детям предлагается отгадать загадки. Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели.

    — Чик-чирик, — чирикают в окошко:

    — Насыпьте нам еще немножко! (Воробьи.) Окраской — сероватая,

    Повадкой — вороватая, Крикунья хрипловатая — Известная персона. Зовут ее ... (ворона).

    2. Рассматривание картины «Кормушка для птиц». Показывая картину, педагог рассказывает, что птицам зимой

    очень голодно, поэтому люди делают для них кормушки. Какое время года изображено на картине? Что нарисовано на картине? Кто сидит у кормушки? Какие птички клюют? Как вы думаете, кто сделал кормушку? Зачем они сделали кормушку?

    3. Чтение стихотворения П. Воронько «Снегирики-снегири».

    Снегирики-снегири На дворике у двери. Я насыпал за порог Гречку, семечки, горох. А когда я вышел в сад, То от них услышал: «Ты добрее всех ребят, Молодчина, Гриша!»

    4. Дидактическая игра «Кормушка».

    На фланелеграф помещается картинка с изображением кор­мушки. Дети поочередно берут маленькие картинки с изображени­ем птиц и помещают на «кормушку». При этом они называют птиц.

    5. Итог.

    Кто помогает птицам зимой? Как люди помогают пти­цам.

     

    •        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА  ДЕТСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ, БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ПО ИХ  СОДЕРЖАНИЮ

     

    Детям о зимующих птицах.

     

    Зимующие птицы.
    Дети познакомятся с такими зимующими птицами, как ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел и не только... А также увидит кочующих птиц: снегиря, чижа, чечеток, свиристель... (видеофильм).

     

    Зимующие птицы.

     

    Детям 5-7 лет.

    Тематический цикл «Зимующие птицы»

    (восьмая неделя)

           Беседа

           Почему зимующие птицы так называются; чем они пита­ются; где живут; в чем их польза; как люди помогают пти­цам в зимнее время.

    •    Лексико-граматические игры и упражнения                                     '

    Викторина «Птицы» Какая это птица? Почему она так называется? Назови части тела птицы. Эта птица домашняя или дикая? Где она живет? Назови ее детенышей. Какую пользу приносит эта птица? Что делают люди для птиц? Что насыпают птицам в кормушку? И т. д.

           «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ла­скательными суффиксами:

    черное перо — черненькое перышко, серая спина — серень­кая спинка;

    пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — бе­ленькая шейка;

    красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — ми­ленькие глазки;

    острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длин­ненький хвостик;

    белый пух — беленький пушок, круглая голова — круглень­кая головка;

    шустрые лапы — шустренькие лапки, мягкие перья — мя-гонькие перышки.

    «Какая?» Подбор прилагательных к слову птица.

        Логопед называет начало слова, а дети — его конец: кра-си.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., за-ботли.., пест.., голод..., сыта...

      «Что могут птицы?» Активизация глаголов по теме (ле­тать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничто­жать вредных насекомых).

    «Для чего?» Закрепление знаний детей о частях тела птицы. Для чего птичке клюв? Для чего птичке крылья?

    Для чего птичке лапки (перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?

     

        «Составь предложение». Формирование навыка составле­ния предложений по трем опорным предметным картинкам.

    Птица — гнездо — кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм.)

    Птичка — бабочка — птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)

    Птенчик — мальчик — гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.) И т. д.

       «Почему так называется?» Учить детей объяснять зна­чения сложных слов: длиннохвостая, сероглазая, красно­грудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, пере­летная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая.

    •        Развитие навыка связной речи

        Составление рассказа-описания «Воробей» по опорным предметным картинкам:

           «Воробей — зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серо­го цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воро­бей — друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых».

    Логопед предлагает кому-нибудь из детей повторить рассказ.

    •        Физкультминутка-логоритмика

      Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».Мы с картинками играем, По слогам их называем. Мы руками хлопаем, А ногами топаем.

    Дети одновременно хлопают и топают на каждый слог на­зываемого слова (словарь по изучаемой теме).

    •        Уточнение артикуляции и произношения звука [т]. Буква Т

           Характеристика звука (согласный — не поется, глухой — произносится без голоса, твердый, зубной).

      «Найди картинку»

        На доске — картинки, в названии которых встречается не только твердый звук [т], но и мягкий звук [т']. Логопед знакомит детей с «младшим братцем» звука [т] — звуком [т'], подчеркивая его артикуляцией и ласкательной интонацией.

    «Повтори чистоговорку». Дифференциация звуков [т] и [т']: таки-таки-тяк — ах, какой пустяк; токи-токи-тек — котик наутек; туки-туки-тюк — тепленький утюг; тыки-тыки-тик — часики тик-тик.

             «Хлопни в ладоши». Дифференциация звуков [т] — [д] — [к] в словах: дом, том, ком, топ, док, стук, дуб, дым, танк, парк, удочка, уточка.

         «Придумай слово»

    Та... (релка), та... (ракан), та... (почек), тык... (ва), ут... (ка), ут... (ро), туф... (ли), тру... (ба), таб... (летка), так... (си), трам... (вай), мет... (ла), курт... (ка).

            «Четвертый лишний». Логопед произносит четыре слова, одно из которых не похоже по звучанию на остальные. Де­ти должны выделить это слово, а потом произнести слова-друзья: петрушка — ватрушка — топор — катушка; танкист — пилот — машинист — штангист. И т. д.

            «Богатые слова». Определить место звука [т] в словах, в которых он встречается дважды: топот, таблетка, танкетка, танкист, штангист, турист, твист, турникет.

           Знакомство с буквой Т: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.

        Логопед. На что похожа буква Т? (На молоток.)

        Правило «Звуки и буквы» (см. «Звук и буква А»).

        Чтение звукокомплексов: ат, иг, аут, уитп, уип, иаот, ауиот.

            Преобразование слов: поп — топ — том — тот — пот — мот — мат.

        Анализ и графическая схема слов: том, аут.

           ЗАДАНИЯ:

    • Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить их с названиями птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь). Закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие птицы».
    •  Объяснить детям, почему эти птицы остаются зимовать. Рассказать  о том, чем питаются зимующие птицы и как взрослые, и дети помогают птицам пережить холодную зиму.
    • Показать части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т.д.). Запомнить их названия.
    • Дидактическая игра «Скажи одним словом». Закончи предложения.

    У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.

    У сороки длинный хвост, поэтому её называют … (длиннохвостая).

    У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют … (желтогрудая).

    У вороны чёрные крылья, поэтому её называют … (чернокрылая).

    У дятла длинный клюв, поэтому его называют … (длинноклювый).

    • Ответить на вопрос «Кто как голос подаёт?». (прослушивание аудиозаписи голосов птиц)

    Голубь воркует.                              Сорока … (стрекочет)

    Ворона … (каркает)                        Воробей … (чирикает)

    • Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закончить предложения:

    Воробей маленький, а ворона …

    У синички хвост короткий, а у сороки ….

    Голубь тяжёлый, а воробей …

    У синички клюв тонкий, а у вороны ….

    • Дидактическая  игра «Чьи перья?».

    - Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

                           Перья вороны (чьи?) – вороньи.

    Перья воробья (чьи?)-…

    Перья голубя (чьи?)-…

    • Нарисовать зимующих птиц, назвать их. Раскрасить, повторить обобщающее понятие «зимующие  птицы».
    • Дидактическая игра  "Подбери признак"

      Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.

      Воробей (какой?)...

      Снегирь (какой?)...

      Клест (какой?)...

    • Дидактическая игра «Семейка слов» к слову КОРМ

       Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

    • Пересказ рассказа Кормушка.  Дети рисуют  рисунок к рассказу "Кормушка". Рисунок можно использовать при пересказе.

       Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

     

                                                                                              

    • Заучивание стихотворения  Синица.

     Скачет шустрая синица,

     Ей на месте не сидится.

     Прыг-скок, прыг-скок,

     Завертелась как волчок.

     Вот присела на минутку,

     Почесала клювом грудку

     И с дорожки на плетень,

     Тири-тири, тень-тень-тень.

                                  Агния Барто

    • Дидактическая игра «Четвертый лишний». Нарисуй отгадку.

    Ворона, голубь, воробей, ласточка.

    • Загадки помогут птиц узнать,

    А взрослые помогут загадки разгадать:

    Спрашивайте детей о каждой отгадке: «Как ты догадался? Какие слова в загадке тебе помогли?»

     Днём в дупле высыпается, ночью на охоту собирается. (Сова.)

    Кто чирикает? (Воробей.) Воркует? (Голубь.) Трещит? (Сорока.) Кто каркает? (Ворона.) Стучит? (Дятел.)

    Кто зелёною весной вернётся из теплых стран в край родной? (Перелётные птицы).

    Перелётных птиц найди, красным цветом обведи.

                                                    

    • Звук [З]. Подготовка к обучению грамоте.

    Отгадай загадку:

    Не барашек и не кот,

    Носит шубу круглый год.

    Шуба серая — для лета,

    Шуба для зимы — другого цвета

                                                        (Заяц)

    Нарисуй отгадку. Назови первый звук в слове ЗАЯЦ

    • Чтение с дальнейшим пересказом  сказки Нелетающий зонт по Г. Юдину (автоматизация правильного проговаривания звука "З" )

    Дети должны запомнить слова со звуком [з], которые встретятся им в сказке «Нелетающий зонт» и назвать их .

    Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит — прямо из зарослей на него волк смотрит.

    — 3-з-западня,— затрясся заяц,— убегать поздно. Встану я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет. Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит... И тут, на заячье счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

    Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает.

    Видит волк - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

    — Ах, козел! - рычит, - нелетающий зонт продал!

    И весь зонт зубами разорвал.                                                                                         

     

     

           реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

    Информационно-методическое обеспечение по теме «Природа приамурья»:

     

    - «Природа приамурья» — ПТИЦЫ ЗИМОЙ.

                                                                                                                                                                          

     

                                           

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу