Главные вкладки

    Художественные ремёсла народов Приамурья. Изготовление деревянной утвари

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

    Мужское  искусство  резьбы  по дереву малых народов Приамурья – это не только украшение лодок,

     нарт,  деревянных столбов,  фронтонов  и  балок  жилища  резными  узорами.  Умелые  руки

    мастеров резчиков  по дереву  создавали  множество  различных  художественных предметов.

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья" .

     ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННОЙ УТВАРИ

           Территория по берегам Нижнего Амура была покрыта лесом, деревья росли са­мых разных пород. Местное население использовало их, и прежде всего липу, клен, акацию, для изготовления все­возможной утвари: низеньких столиков для еды, специальных скамеечек для резания рыбы и овощей, сундучков, ящиков для хранения разных предме­тов, ступок для растирания, коромы­сел, крюков для подвешивания котлов над огнем, коробок и шкатулок, ложек и палочек для еды, больших и малых ко­рыт, колыбелей и т. п.

    Инструменты для обработки дерева и бересты.

           Деревянную утварь и отдельные де­тали домов украшали резьбой. Обраба­тывали дерево различными инструментами, применяя самые разнже приемы . Большое и малое тесло, своеобразный рубанок — и рэпчу — в виде изогнутого обоюдоострого лезвия, вделанного в легкий брусок с двумя ручками, небольшая пила с од­ной рукоятью, сверла двух типов, большое и малое, стамески, ножи для строгания и резьбы — вот набор ин­струментов, которыми располагал каж­дый мастер. Для выдалбливания внут­ренних поверхностей пользовались крючкообразным лезвием — хорпу — в деревянной рукоятке. Помимо ру­банков для строгания более широко употребляли нож гесу с узким и тон­ким лезвием, который вместе с руко­ятью составляли дугообразную линию. Мастер брал нож правой рукой так, что его большой палец упирайся в ниж­нюю    часть    рукояти,    скошенной    на нет. Держа деталь левой рукой на весу или упираясь ею в грудь, мастер дви­гал ножом по поверхности по направ­лению к себе, снимая стружку. Таким ножом обрабатывали детали от 2 — 3 см до. длинных предметов, например весел.

           Чрезвычайно разнообразной была деревянная утварь у ульчей, нивхов и нанайцев. Они долбили чашки и миски диаметром до 30—40 см, корыта. Длин­ные, до 120 см, употреблялись для кормления собак; в маленьких, 25— 30 см, орнаментированных, подавали пищу гостям на медвежьих праздни­ках. Делали ульчи и прямоугольные ящики, покрытые резьбой, сундучки, в которые складывали приданое неве­сты; множество всевозможных коро­бок — круглых, овальных, высоких и низких, больших и маленьких — для одежды, украшений и т.п. Применение таких коробок было самым разным. Например,  в  них  возили  подарки,  отправляясь в гости, обильно декориро­ванные коробки дарили друг другу, го­товили в приданое невесте. Их тщатель­но хранили, ценили, помнили, что «это — от бабушки или дедушки», их передавали из поколения в поколение.

    Ящик для хранения бытовых предметов. Нач. 20 в.

           При изготовлении ящиков, сундуч­ков и т. п. для скрепления досок при­меняли деревянные гвозди-колышки — тукпэ. Более сложные, овальные или круглые в плане коробки,— их было особенно много у ульчей, — делали сле­дующим образом . Заготов­ленную тонкую (0,5 см) доску варили в кипятке, затем привязывали к бол­ванке нужной формы и сушили не­сколько дней. Концы доски заранее стесывали на нет, а при изготовлении накладывали один конец на другой и склеивали рыбьим клеем. Иногда концы сшивали тальниковым корнем, для чего делали несколько отверстий ма­леньким сверлом. Но чаще вместо шва накладывали дополнительную дощечку шириной около 3 см, вырезав ее по пе­риметру волнистой, декоративной лини­ей.   Эту накладку  вместе  со  стенками коробки    просверливали    и    вставляли в   отверстия   деревянные   гвозди.   Вы­ступающие их концы иногда специаль­но обрабатывали, и тогда они станови­лись   своего   рода   украшением.    Дно вставляли различными способами. Оно могло иметь размер с внутренний диа­метр   коробки,   такое   дно   закрепляли с помощью деревянных  гвоздей.   Если же делали размером с внешний диаметр коробки, то при этом по его краю выре­зали ступенчатый  Г-образный выступ, на который и ставили стенки коробки; закрепляли дно, как и в первом случае, деревянными гвоздями. Крышки у ко­робок   также   были   разными:   это   мог быть простой круг без бортиков,  но с Г-образным   вырезом  по  краю.   Такую крышку   накладывали   на   коробку   и скрепляли с ней при помощи ремешков, продетых   в   отверстия   в   коробке  и  в крышке. Иногда крышку разрезали на две равные части, одну прибивали к ко­робке    наглухо,    а    вторую — подвиж­ную — скрепляли с первой с помощью ремешков.   Чаще  всего  такие  коробки имели    диаметр    20—30    см,    высоту 23—25 см, наружные стенки их укра­шались орнаментом.  

      

    Сосуд для ложек. Нач.20 в.

           Особенно широко были распростра­нены табачницы — овальные низкие коробки, в которых держали листовой табак. Высота их была до 8 см, длина 30—40 см. Табачницы делали с крыш­ками, накладывавшимися сверху, при­чем бортики крышки имели высоту са­мой коробки.

           В каждом доме можно было найти высокие, узкие цилиндрической фор­мы коробки — коломо, — где хранили ложки и палочки для: еды. Такие коробки делали из одного куска дерева (обрезка ствола диаметром до 10 см, высотой до 25 см). Заготовку вначале разрубали вдоль на две равные части, каждую из которых выдалбли­вали так, что оставались тонкие стенки и дно. Две одинаковые половинки скрепляли с помощью, деревянных гвоздeй или просто ремешков, продетых в тверстия по краям стенок и дна. Ино­гда коломо делали из целого куска, вы­далбливая его специальным инструмен­том— хорпу (крючкообразный нож).

           Праздничной посудой у ульчей и нпвхов были маленькие долбленые ко­рытца, тщательно выделанные, богато орнаментированные, а также блюда алку овальной формы в виде дощечек о немного приподнятыми вверх борти­ками. На узких их сторонах оставляли небольшие горизонтальные дощечки, которым придавали форму ручек (ино­гда в виде головы нерпы, утки), укра­шали их орнаментом.

           Особенно тщательно ульчи и нивхи ткрашали    длинные    ручки    ковшей,предназначенных специально для пода­чи медвежьего мяса во время медвежь­их праздников.

     

    Блюдо и ложки. Нач.20 в.

           Весь ковш делали из одного кус­ка дерева, он был длинным (иногда более метра) и узким. Его передняя часть представляла собой горизонталь­ную доску, покрытую резным орнамен­том. Само вместилище мяса имело дли­ну не более 1/з длины всего ковша, оно напоминало неглубокое овальное блюдо. К его задней части примыкала ручка длиной до полуметра и более. Ее де­лали в виде вертикальной дощечки, в которой вырезали сквозной узор, а также в виде скульптурной фигурки медведя. Делали для таких праздников и маленькие ложки.

     

    Ульчская ложка для медвежьего праздника. Нач. 20 в.

     

           Народы Нижнего Амура изготовля­ли из дерева и более мелкую утварь, например ковшики, поварешки, ложки и т. п. У ульчей ложки были двух форм: охотничьи ложки — хальбу — делали в виде палочки, которая, плавно расширяясь книзу, постепенно утонь-шалась, ею и брали пищу (кашу и т. п.). У ложек хуня (или хоня) узор наносили не только на ручку, но и на рабочую лопасть. Резали и орнаментировали и другие изделия: сундучки, шкафчики, ящики для одеж­ды, крюки для подвешивания котлов и т. п. — обычно зимой охотники в тай­ге на промысле, либо старики в селе­ниях. Орнаментированные вещи берег­ли, а в повседневном быту пользова­лись вещами более простыми.

     

    Нивхские ложки для медвежьего праздника.. Нач.20 в.

     

           Негидальцы, жившие в прошлом главным образом по реке Амгунь (при­ток Амура), но тесно общавшиеся с жи­телями Амура, тоже изготовляли дере­вянную утварь, подобную той, о кото­рой мы только что рассказали: долбле­ные чаши и корытца для пищи, ложки, палочки, плоские блюда, большие по­варешки — пукан — для вытаскивания вареной рыбы из котлов, низенькие столики и скамеечки для резания рыбы и овощей, доски для кройки тканей, колыбели.

               Искусство обработки дерева было хорошо знакомо также орочам и удэ­гейцам. В изготовлении долбленых лодок эти два народа даже превосходили жителей Амура.

           Как правило, резали по дереву муж­чины, но у ульчей в начале XX века в селах Булава и Аури жили несколько женщин, славившихся умением рисо­вать и резать орнаменты на дощатых лодках, коробках и т. п.                        

           Для резьбы по дереву употребляли небольшой ножичек с треугольным лезвием в короткой рукояти. Иногда перед тем, как наносить узор, ульчи и нивхи всю поверхность покрывали свое­образными параллельными насечками-желобками. Для нанесения насечек использовался особый инструмент — гесу кэдэрэсу, по форме похожий на нож для строгания — гесу, однако близ основания лезвия у него был вырез тре­угольной формы, а вдоль всего лезвия проходил продольный желобок.

    Галерея старинных работ. Ульчская ресьба по дереву.

           Народы Нижнего Амура покрывали своеобразным орнаментом деревянные, берестяные, кожаные, костяные и тка­невые изделия. Для амурского орнамен­та характерно причудливое переплете­ние, разнообразное сочетание волни­стых линий, завитков; в композиции из них иногда вплетаются предметные изображения (рыбы, птицы, бабочки, деревья, цветы и листья). Любым орна­ментом была свойственна строгая сим­метрия. Узор помещали на изделие так, что он становился как бы неотъемле­мой частью самого предмета.

           Сначала мастер намечал узор тон­кой линией. Центры завитков он обра­батывал своеобразным циркулем с дву-мя-тремя зубчиками. Узор вырезали не только одной, но и двумя параллельны­ми линиями, причем каждая линия мог­ла быть или в виде глубокого округлого желоба, или иметь двухгранную форму (две грани, сходящиеся под углом в толще доски) или прямоугольную (че­тырехугольную) и т. п. Некоторые ма­стера предпочитали один из этих видов резьбы, другие владели различными.

           Закончив резьбу, ульчи и нивхи иногда покрывали всю поверхность из­делия (коробки, шкатулки, ящики) черной блестящей краской.

           В прошлом народы Нижнего Амура использовали кости таежных животных для разных мелких поделок, из них из­готовляли рукоятки ножей, разные под­вески на пояс, трубчатые игольники, «гладилки», пряжки для охотничьих поясов и т. п. Все эти костяные изделия покрывали резьбой. Для этого кость предварительно варили, и когда она размягчалась, резали на ней узоры так  же,   как  и   на  дереве.  

     

    Современные работы ульчских мастеров.

     

           Источники.

    Сельскому  учителю о  народных  художественных  ремеслах   Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.

     

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

    Удэгейцы

         Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л.,   1971.                                             

         Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.

         Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Про­блемы этнической истории Берингоморья. М.,  1975.

          Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л.,  1975.

          Богатырев П. Г. Вопросы теории на­родного искусства.  М.,  1971.

      Б ого раз В.  Г. Чукчи. Ч.  I. Л.,  1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч.  II. Л.,  1939.

    Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л.,  1965.

    Вадецкая Э. Б. Древние идолы Ени­сея. Л.,  1967.

    Василевич Г. Н. Эвенки.  М.,  1969.

          Василенко В. М. Избранные труды о на­родном творчестве X—XX веков. М., 1974.

          В д о в и н И. С. Очерки истории и этногра­фии чукчей. М.,  1965.

          В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л.,  1973.

          Г у р в и ч' И. С. Этническая история севе­ро-востока Сибири. М-—Л.,  1966.

          Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.

          Турвич И. С. Культура северных яку­тов-оленеводов. М.,  1977.

          Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки.  Магадан,   1969.

          Диков -Н. Н. Наскальные загадки древ­ней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.

          Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л.,  1963.

          Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.

          Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М.,  1979.

          Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.,  1961.

          История и культура народов севера Даль­него Востока.  М.,  1967.

          Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Даль­него Востока. М.,  1980:

    Ларькия В.  Г. Орочи. М.,  1964.

          Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан,  1970.

           Меновщиков Г. А. Эскимосы. Мага­дан,  1961.

          М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М.,  1976.

          Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда,  1978, №  1.

    Одежда народов  Сибири. Л.,  1970.

          О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних  культур.  М.,   1951.

          Окладников А. П. Утро искусства. Л.,   1967.

          Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Ново­сибирск,   1964.

          Патачакова К. М. Культура и быт ха­касов.  Абакан,  1958.

          П о т а п о в И. А. Якутская народная резь­ба по дереву. Якутск,  1972.

          П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коря­ков, ительменов. — В кн.: Материальная куль­тура народов Сибири и Севера. Л.,  1976.

    Радуга  на снегу.  М.,   1972.

    Северные россыпи.  Салехард,  1964.

          Симченко К). Б. Культура охотников на 4оленя Северной Евразии.  М.,   1976.

          Сказки и мифы народов Чукотки и Кам­чатки.  М.,   1974.

    Смоляк А. В. Ульчи.   М..  1966.

    Таксами Ч.  М.  Нивхи. Л.,  1967.

          Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость.  Магадан,  1967.

          Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях.   М.,   1969.

    Хомич Л. В. Ненцы.  М.-Л.,  1966.

     

           Уважаемые коллеги, важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

     

         "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи."НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ").