Дидактический материал к лексической теме "Профессии: работники средств массовой информации

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

                       

      

  •        Непосредственно     образовательная деятельность

Газетное дело — профессия почти столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия.

Роберт Сильвестр

                  Занятие «Ознакомление с газетой»

       Задачи:

   - знакомить с газетой как видом периодической печати, ее на­значением, отличием от книги; стилистикой публицистического жанра написания статей, заметок, объявлений; -— формировать представление детей о профессиях, связанных с созданием газеты (репортер, фотограф, редактор, художник);

      - учить создавать собственные заметки в газету группы (что больше всего запомнилось, чему научились);

      - формировать познавательный интерес к профессиям, связан­ным со средствами массовой информации.

       Предварительная работа: рассматривание газеты, обсуждение ее содержания, оформления; рассказ о людях, создающих газеты; создание собственных заметок, объявлений в детскую газету.

 

     ТЕЛЕВИДЕНИЕ      

Телевизор — это снотворное, включаемое в розетку.
Э. Маккензи
   

  

       Задачи:

      - знакомить с профессиями работников телевидения (корре­спондент, оператор, редактор и др.);

      - формировать представление о том, как делаются телевизион­ные передачи;

      - знакомить со стихотворением Р. Сефа «Баллада о ТВ», прави­лами просмотра телепрограмм для детей;

- формировать основы здорового образа жизни.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, чтение стихотворения, обсуждение правил.

 

  • Беседа первая. Что такое телевидение? Как устроен телевизор?

                                                                                                                                                                                                      

  • Беседа вторая. Какие бывают телевизоры? Зачем строят телевизионные башни?

                                                                                                                                                                                            

  • Беседа третья. Кто работает на телевидении?

                                                                                                                                                                     

  •    Беседа четвёртая. Какие бывают телепередачи?

                                                                                                                                                                                                       

 

  • Беседа пятая. Новостные телепередачи

                                                                                                                                                                                                      

  • Беседа шестая. Познавательные телепередачи

                                                                                                                                                                                                       

  • Беседа седьмая. Мультфильмы

                                                                                                                                                                                                       

 

Сделаем детский телевизор

     - Как-то раз воспитательница Анна Анатольевна пришла в группу детского сада с двумя большими ко­робками.

       - Ой! Что это? — удивился Алеша.

       - Сейчас увидите!

     Она развернула одну коробку, и ребята увидели большой белый ящик из картона, в котором было вы­резано ровное отверстие, похожее на экран.

      Анна Анатольевна убрала заднюю стенку и поста­вила по бокам внутри коробки две малюсенькие на­стольные лампочки. Когда она включила их в сеть, экран засветился.

       — Ребята, — обратилась к детям Анна Анатольев­на, — давайте играть в детский телевизор. Но раз он детский, его надо украсить вашими рисунками.

Она раздала детям фломастеры, бумагу и сказала:

       — Рисуйте то, что вам нравится! А потом я вырежу рисунки, и мы вместе приколем их к «телевизору».

      Ребята с удовольствием взялись за дело. Алеша нари­совал и раскрасил паровозик, Сережа — снеговика, Ма­шенька — куклу с бантом, Оля — зонтик, Антоша — ло­шадку. Рисунков надо было сделать много. Ведь коробка большущая!

       Анна Анатольевна вырезала готовые рисунки и складывала их стопочкой. Когда все рисунки были вырезаны, дети вместе с воспитательницей стали их приклеивать к коробке.

       — Ой, я забыла нарисовать цветик-семицветик! — воскликнула Зина.

       —А я — своего любимого кота Федота, — заметил Миша.

       - А я — матрешку и башенку, — сказала Таня.

       - Что ж, рисуйте и раскрашивайте еще картин­ки, — разрешила Анна Анатольевна. — Да не за­будьте нарисовать нарядную елочку, ведь скоро Новый год! Места на нашем «телевизоре» хватит на все рисунки!

  - Скоро «телевизор» стал очень нарядным.

       На следующий день Анна Анатольевна снова стала играть с ребятами в «телевизор». Она сказала:

       — Давайте Наташа будет у нас ведущей, она станет объявлять имена и фамилии тех, кто хочет выступить по телевизору.

       Дети сначала застеснялись, а потом Олечка подня­ла руку.

       - Анна Анатольевна! Можно спросить, а как вы­ступать по телевизору?

       - Конечно, можно! Если кому-то хочется прочесть стихи, спеть песенку, загадать загадку или рассказать считалочку, встаньте за Олечкиной спиной, выстро­итесь в ряд. Оля будет называть вас по имени и фа­милии. Остальные ребята сядут на диван и кресла и будут смотреть ваши выступления.

       Оля побежала в спальню, причесалась и прицепила на волосы голубой бантик. Он очень шел к голубо­му свитерку. Ведь ведущие по настоящему телевизору одеты скромно, но красиво.

       Первым за Олей стоял Петя Устинов. Оля зажгла лампочки, экран осветился ровным голубоватым све­том.

       —  Петя Устинов прочтет стихотворение «Зима».
       Ведь сейчас на улице зима!

Зима

Одуванчик из снежинок

Поднесет к губам зима,

Только дунет — и пушинок

Разлетятся семена.

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звездочкам ладонь.

       Петя очень волновался, но прочел все правильно и с выражением. Зрители дружно захлопали в ладоши.

  — Катя Оськина! — объявила ведущая.

       — Я прочту стихотворение «Снежинка», — сказала Катя.

                       Снежинка

Села мне на рукавицу

Легкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя

Станет белой-белой.

   Следующим выступил Артем Вишняков. Он сказал:

       — Дорогие телезрители! Я хочу загадать вам загад­ку.

Королева ледяная

 Мчится в ледяной карете,

И ее сопровождает

Северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку

Вьюга колкая, поземка.

И несутся, словно змеи,

Серебристые метели.

Зрители дружно отгадали загадку: «Это зима!» А Катя Смирнова прочла длинное стихотворение «Сказка на стекле».

На стекле Мороз

Начертил узор.

Серебром нанес

Белый пышный бор.

Рано поутру

Подойду к окну,

Буду в том бору

Слушать тишину.

Чудится ли мне

Или снится сон,

Мчусь я по лыжне,

Слышу сосен звон.

Вьется по снегу

Свежий лисий след,

Тает на лугу

 Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез,

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

       Девочка ни разу не ошиблась, ей тоже аплодирова­ли все.

       Таня Павлова прочла стихотворение «Вы узнаете зиму?».

       — А я хочу спеть песенку «Пойдем играть в хок­кей!», — сказал Олег Точкин.

Головку от подушки

Поднимай скорей,

Бери коньки и клюшку —

Пойдем играть в хоккей!

Мороз румянит лица,

Уже залит каток.

На солнце серебрится

Искрящийся ледок.

Атаки отражая,

По шайбе будем бить,

А шайба, как живая,

Крутиться и скользить.

В воротах встанет Саня —

Испытанный вратарь.

В хоккей сыграет с нами

Сам дедушка Январь!

— Сейчас выступит Стас Заварзин. Он прочтет считалочки, — сказала ведущая.

На лапках у елок

Тысяча иголок.

Если хочешь, посчитай,

А не хочешь — убегай!

Конь красивый —

Золотая грива

В кольца завита,

В серебре копыта.

Скачет конь: цок, цок.

Я гриб-боровик,

Я к почету привык.

А мы лисички —

Рыжие сестрички.

А мы чернушки —

Всем грибам подружки.

А я — мухомор, Ярко-красный вихор, Убегай по весь опор!

       — А сейчас выступит Сергей Лужайкин! — объяви­ла маленькая телеведущая.

Сережа загадал три загадки.

Мы зимой катались с горки,

Сыпали снежок в ведерки.

Из пушистого комка

Лепили мы ...    (снеговика).

 

Мы песочек насыпаем

И куличики печем.

Угадайте, где играем

Мы с сестренкою вдвоем?

                (В песочнице.)

Есть у них полозья,

Есть у них веревка.

Мы на них катались

С высокой горки ловко. (Санки.)

       —   Давайте теперь поменяемся, — предложила Анна Анатольевна. — Зрители станут выступать, а выступавшие будут зрителями.

       Дети поменялись местами, и те, кто хотел высту­пить, встали в ряд за спиной  ведущей.

— Выступает Андрей Пучков!

       Андреи очень волновался, но прочитал стихотворе­ние о снегирях.

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели. Что за чудо?

На березе Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится —

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Коля Сидоров спел «Песенку пешехода».

  Пешеход из дома вышел,

 У подъезда постоял,

 Нашу песенку услышал,

 Нам навстречу зашагал.

Припев:

Что это за пешеход?

Полосатый кот Федот!

Он идет неторопливо,

Распушив свои усы,

Шубка у него на диво

Ослепительной красы.

Припев:

Что это за пешеход?

Полосатый кот Федот!

Правила дороги знает

Наш ученый умный кот.

Улицу перебегает

Только там, где переход.

 

Занятие «Рекламист»

Задачи:

      - раскрывать сущность рекламы, дать представление о возник­новении рекламы и профессии рекламиста;

      - знакомить с разновидностью рекламы (текстовая, почтовая, на ТВ, радио, наружная; научить изготавливать рекламный плакат);

      - развивать фантазию, творческое воображение, логическое мышление, связную речь;

      - воспитывать познавательный интерес к новым профессиям.

 

                               Рассматривание и чтение детских газет и журналов

Задачи:

      - расширять знания о газете, особенностях работы корреспон­дентов разных газет;

      - знакомить с вопросами, которые интересуют детей;

      - развивать внимание, слуховое восприятие, речь;

    - формировать познавательный интерес к работе корреспондента, желание систематически знакомиться с содержанием детской прессы.    

  

         

                                               

  •        Творческие игры       

                                                                                                                                  

                             Сюжетно-ролевая игра «Работа журналистов»

Задачи:

   - активизировать знания о работе журналистов (редактора, корреспондента, художника-дизайнера, верстальщика, фото­репортера, диктора телевидения);

   - развивать игровые умения, взаимодействие, игровой диалог, умение придумывать сюжет;

   - формировать желание играть в коллективе, отражать деятель­ность взрослых.

       Сюжетные линии: редактор дает задание взять интервью или написать статью, заметку, репортаж на определенную тему: для передачи на телевидении, в газету, журнал; разработка макета газеты (журнала); игру «Работа журналистов» можно соединить с играми «Телевидение», «Типография», «Почта», «Книжный магазин».

 

Сюжетно-ролевая игра «Съемочная площадка (телевидение)»

    Задачи:

   - активизировать знания о работниках телевидения, их функциях (сценарист, режиссер, ассистент режиссера, актеры, кино­оператор, звукооператор, фотограф, художник по костюмам,гример, монтировщик декораций);

    - развивать игровые умения, взаимодействие, игровой диалог, умение придумывать сюжет;

    - формировать желание играть в коллективе, отражать деятель­ность взрослых.

       Сюжетные линии: утверждение сценария; подбор актеров для исполнения ролей (кастинг); подготовка к съемочному дню (грими­рование актеров, подготовка съемочной площадки); съемка, монтаж, презентация фильма.

 

  •        Стихи

Задачи:

               - закреплять знания о работе журналиста, понятии «интервью»;

   - развивать целенаправленное внимание и слуховое восприятие, воображение, речь;

    - воспитывать познавательный интерес к журналистским профессиям.

Интервью                             

 

Журналисткой я была,               Дедушку я попросила

Интервью у всех брала.             Дать в игре один совет.

Маму с папою спросила:            К курице я подошла,

- Как идут у вас дела?                 В руки диктофон взяла,

Как успехи на работе,                 А она как закудахчет:

На рыбалке и охоте?                    — Ко-ко-ко-ко! Куд-куда!

Почему кота опять                       Пес Барбос меня облаял,

Не хотят мне покупать?               Гуси лишь шипели вслед.

Бабушке вопрос достался:          Тяжело быть журналисткой!

- Что сегодня на обед?                 Закрываюсь на обед.

       Вопросы

- Кем захотела быть девочка? Что она делала? Что такое интервью?

- Кому задавала юная журналистка вопросы? О чем она спрашивала?

- Почему у нее не получилось интервью?

- Как журналист готовится к интервью?

 

       Рекомендации

Темы познавательных бесед

      Работа журналиста в газете и журнале. Кто помогает нам узнавать новости из газет. Особенности работы журналиста на телевидении. Кто делает телепередачи. Как снимается кино?

 

СРЕДСТВА СВЯЗИ

  •        БУМАГА

       Человечеству в любые, даже самые древние време­на была необходима связь. Например, одному племени угрожает опасность, а другое племя хочет его преду­предить. Но находятся племена на большом расстоянии друг от друга. Как же тогда передать информацию?

       Когда человек научился разжигать огонь, он стал жечь костры, которые, будто словами, говорили об опасности. Позднее первобытные люди научились из звериной кожи делать барабаны и били в них при при­ближении опасности. Еще позже острыми осколками камней стали вырезать на стенах пещер знаки. Раз­ные племена научились понимать их.

       Стремление передать информацию было у челове­чества всегда! На Руси писали письма на березовой бересте. Эти записи обнаружили ученые. Также писа­ли клинописью на глиняных дощечках (деревянными палочками или заостренным тростником выдавливали знаки на еще не застывшей глине).

       Но самым подходящим материалом для письма и печатания оказалась бумага. Впервые ее изобрели в Египте. Египтяне делали бумагу (ее же называют папирус) из тростника. Его заросли покрывали боло­тистые берега величайшей реки Нил. Тростник представляет собой толстые, безлистные стебли с большой метелкой сверху, напоминающей волосы. Папирус дал самый первый материал для книг.

       Бумагу делали так: растение разрубали, нижнюю часть делили на ровные куски. Иглою разделяли во­локно на полосы: широкие, тонкие, длинные. Полоски клали на стол. На один пласт полосок накладывали поперек другой и били деревянным молотком, чтобы пласты становились тоньше и плотнее. Затем поливали водой из Нила и клали под пресс. Из листов выделялся сок, он проклеивал все волокна и получался лист. По­том листы полировали. Полоски сушили на солнце и гладили листы раковинами или слоновой костью, что­бы поверхность становилась блестящей и ровной.

       Чем же писали на папирусе? Для этого люди ис­пользовали деревянную палочку, предварительно об­макнув ее в чернила, которые делали из сажи, добав­ляя в нее вишневый клей.

       Прошли годы, даже столетия, и бумага стала со­всем другой, хотя и сейчас ее изготавливают из расти­тельных волокон и тряпичной массы. Бумага бывает разная: в виде рулонов, поэтому называется рулонной, в виде листов — листовая, а еще есть газетная, типо­графская, писчая бумага. Существуют и ценные бума­ги — чеки, облигации, деньги.

       Что такое свиток папируса? Это свернутая трубкой или валиком бумага с рукописью на полосе. Недаром ученые говорят: «Древняя рукопись в свитках». Со­временную бумагу уже не скатывают в свиток, как свертывали рукописи из папируса.

       Когда на Руси появилась письменность — буквы и алфавит, любую мысль стало возможно записать на бумаге. Современных ручек тогда еще не было, и люди догадались использовать гусиные перья. Их аккурат­но затачивали небольшими перочинными ножичками и обмакивали в чернила. А из чего делали чернила, знаете? Из маленьких орешков — наростов на листьях дуба и некоторых других деревьев, содержащих кра­сящие вещества. Цвет чернил был темно-фиолетовым или красным. Их наливали в небольшой сосуд — чер­нильницу.

       Прекрасно сказал Александр Сергеевич Пушкин о своей чернильнице:

       Подруга жизни праздной

       — Чернильница моя.

       Свой век однообразный

       Тобой украсил я.

      Что хотел выразить поэт этим чет­веростишьем?  Подумайте...  Верно!  Он обмакивал гусиное перо в чернильницу с чернилами и писал стихи, поэмы, сказки и прозаические произведения. В деревен­ской глуши ему не было скучно! Он сочи­нял, творил. Это занятие отвлекало его от грустных мыслей одиночества.

       Кто же писал книги в Древней Руси? Их писали монахи в монастырях. Они украшали страницы книг замысловатыми заглавными буквами, аккуратно выписывали каждую строку. Работа над книгой шла долго. Обложку ста­ринного издания часто делали из натуральной кожи, бархатной ткани или сафьяна — тонкой и мягкой козьей или овечьей кожи, специально выделанной и окрашенной в яркий цвет. Листы и обложку вшивали.

       Старинная книга — это рукописное произведение в виде переплетенных листов с текстом и обложкой. Книг было мало, и стоили они очень дорого! Только цари или князья могли ими пользоваться.

      С появлением печатного станка, который на Руси изобрел Иван Федоров, книг стало больше. Ивана Федорова называют первопечатником, потому что он первый придумал печатать книги. Его станок посте­пенно совершенствовали, и в дальнейшем появились типографии с несколькими печатными станками. Книги стали доступны ф только царям и князьям, но и другим людям. В наши дни книги также издают в типографиях.

      Давайте зайдем в книжный магазин. Каких только изданий мы там не увидим! Нарядные, яркие, с цвет­ными рисунками книги для детей и взрослых — по­вести, романы, сборники рассказов и стихов, научные книги, энциклопедии и словари. Словом, читатели могут найти книгу на любую тему! Нужное издание можно взять почитать и в библиотеке. Это место, где собирают и хранят книги. Библиотекой может вос­пользоваться каждый.

       Чтобы книга попала в руки читателя, должно по­трудиться немало людей! Давайте назовем их. Писа­тель (он же автор) пишет книгу, художник рисует к ней иллюстрации (или фотограф делает фотографии). Редактор проверяет и исправляет текст автора, вносит поправки. Верстальщик создает в компьютерной про­грамме макет будущей книги, располагает набранный текст на страницах. Корректор исправляет ошибки в тексте. Дизайнер создает обложку. Издатель издает книгу. Печатник печатает ее в типографии. Библиоте­карь выдает книгу на руки читателю. Продавец книж­ного магазина продает книги покупателям.

       Многие любители книг собирают их в домашней би­блиотеке. Книги есть и в детском саду: это сказки, сти­хи, потешки, считалки, рассказы о людях и животных.

       В подготовительной к школе группе детского сада дети учатся читать и писать. Какая самая первая книга для чтения в школе? Правильно! Букварь. Многие дети, приходя в первый класс, уже знают буквы и лю­бят читать детские книги. Другие впервые учатся чи­тать по букварю.

 Послушайте стихотворения.

Букварь

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам

Я ее читаю сам

И с конца, и с серединки.

В ней чудесные картинки,

Есть стихи, рассказы, песни.

С книгой жить мне интересней!

Детская книжка

Если мамы дома нет,

То не стану я скучать,

Я зажгу настольный свет,

Чтобы книжку почитать.

Книга добрая, живая,

Чудеса она творит!             

Обо всем на свете знает

И со мною говорит!

       К сожалению, есть дети, которые не любят читать. Они могут часами смотреть передачи по телевизору, играть в компьютерные игры, а книгу в руки не бе­рут.

       Чтение книг — полезное занятие! Оно развивает во­ображение, память, обогащает словарь. Кроме того, чтение знакомит детей с окружающим миром, расте­ниями, животными. Наконец, оно помогает научиться общаться со сверстниками и взрослыми, помогает уз­нать историю своей Родины.

       Чтение формирует усидчивость, терпение. Недаром» древние греки называли грамотным человеком того, кто умеет читать и плавать.

       На Руси существует такая пословица: «Чтение — лучшее умение».

 Послушайте стихотворение.

Учиться лень!

Я — лентяй!

Учиться — лень!

Отдыхаю целый день.

Телевизор на диване

Я могу смотреть часами.

Не хочу я буквы знать,

Книжки не хочу читать!

Если кто-то скажет вдруг: «Почитай-ка, Вася, вслух!» Покраснею, побледнею,

Ведь читать я не умею!

 

Детская видео энциклопедия. Раздел история. Бумага, что ее изобрел, где появилась первая бумага, кто придумал писать на высушенных листьях растений.

 

ПЕРВАЯ БУМАГА
Как на Земле появилась первая бумага? И почему своим появлением она обязана обыкновенным осам? Профессор Почемушкин разобрался в этом запутанном деле.

Почемучка. Как делают бумагу

Ответьте на вопросы

       - Кто первым изобрел бумагу?

       - Из какого растения получали бумагу?

       - Как в далекие времена изготавливали бумагу? Чем на ней писали?

       - Из чего делали чернила?

       - Кто писал книги в Древней Руси?

       - Кто изобрел печатный станок на Руси?

       - Где печатают книги в наши дни?

       - Какую книгу первой читают в школе?

  Послушайте сказку.

Как Ваня читать полюбил

       У Вани дома была целая полка с книгами. Книги красивые, с яркими обложками и картинками. Но читать их мальчик не любил, хотя буквы знал и читать умел. Возьмет в руки кни­гу, перелистает страницы, посмотрит картинки и поставит на место. А ему, как назло, на день рождения друзья и родные дарили много хороших книг.

       Чем же Ваня занимался? Гулял во дворе с ребятами, смо­трел телевизор, часами сидел за компьютером.

       Вот однажды осенью разыгралась на улице настоящая буря! Сильный ветер ломал ветви и валил старые деревья, холод­ный дождь лил как из ведра. На улицу не выйдешь, а дома вдруг стало темно, свет погас. Видно, падавшие деревья по­рвали электропровода. Ни телевизор не работал, ни радио, ни компьютер.

Ваня пошел на кухню к бабушке.

       - Смотри, Ванюша, какая буря разыгралась, — тихо ска­зала бабушка.

       - Да, — согласился с бабушкой внук. — Это буря — ура­ган!

Дома темно, света нет, ничего не работает, делать нечего.

       - Бабуль! А чем мне заняться? — спросил у бабушки Ваня.

       - Сейчас я свечку достану и поставлю ее в подсвечник. За­жгу огонь, и станет светлее. Как в старину, при свечах сидеть с тобой будем, — сказала бабушка.

       Принесла она свечку, подсвечник, зажгла свечу, и сразу ста­ло веселей.

       - Хочешь, я тебе сказки почитаю? — спросила бабушка.

       - Ну ладно, почитай, — нехотя согласился внук.

       Бабушка взяла с полки сказки Ганса Христиана Андерсе­на, надела очки и стала читать сказку «Снежная королева». Ваня закрыл глаза и слушал ее. Все, о чем бабушка читала, он словно видел наяву. И Кая, и Герду, и большие сани Снежной королевы, и все остальное.

       —  Какая интересная сказка! — сказал мальчик, когда чте­ние закончилось.

       Скоро пришли папа и мама с работы, ураган пронесся и за­тих, а электрики починили свет.

      С этих пор Ваня иногда брал с полки сказки Андерсена и сам читал их. Прочел сказки «Огниво», «Русалочку» и все остальные произведения. Но все-таки больше времени мальчик проводил за компьютерными играми.

       Однажды у бабушки заболели глаза, врач выписал ей капли и не разрешил напрягать зрение: ни читать, ни смотреть теле­визор.

       Бабуля лежала на диване. Ване было очень жаль ее. Он взял с полки книгу сказок и спросил бабушку:

       - Хочешь, бабуля, я тебе почитаю?

       - Ну почитай, внучек, почитай! — ответила бабушка. — По­жалуй, я с удовольствием -послушаю русские народные сказки, детство вспомню! Особенно я люблю сказку «Финист — Ясный сокол».

       Ваня нашел это произведение и стал читать. Сначала с за­ пинкой, но постепенно все лучше и лучше. Сказка и самому мальчику понравилась.                           

       С тех пор Ваня втянулся в чтение, и книги стали его дру­зьями.

Вопросы и задания

  1. Любил ли Ваня читать? Знал ли он буквы?
  2. Чем обычно любил заниматься мальчик?
  3. Почему погас свет в квартире?
  4. Чем решили заняться бабушка и Ваня, когда отключили электричество?
  5. Какую сказку прочитала бабушка?
  6. Что сделал Ваня, когда бабушка заболела? Какую сказ­ку мальчик прочел ей?
  7. Какая ваша любимая сказка?
  8. Умеете ли вы читать?
  9.  Почему говорят: «Чтение — вот лучшее учение»?
  10. Читали ли вы сказки Ганса Христиана Андерсена?

 

  •        РАДИОПРИЕМНИК

       Радиоприемник — это электрический прибор, ко­торый принимает радиосигналы и преобразовывает их в звуки, различаемые и понятные человеку. Первый радиоприемник изобрел в 1895 году русский изобре­татель Александр Степанович Попов. Он родился на Урале в поселке Туринские рудники в семье священ­ника. В 10 лет он поступил в Далматовское духовное училище. Мальчик любил мастерить игрушки, техни­ческие устройства.

       Затем Попов учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании университета он преподавал физику, мате­матику и электротехнику в Минном офицерском клас­се в Кронштадте. Свободные часы Попов посвящал физическим опытам и изучению электромагнитных колебаний, открытых Г. Герцем. Результатом опытов стало изобретение радио — беспроводной связи. Ин­формация теперь передавалась и принималась с помо­щью электромагнитных волн.

       Александр Степанович построил первый в мире радиоприемник. Позднее 7 мая стали отмечать День радио.

       С помощью радио спасали рыбаков, унесенных в море, корабли. Радиосвязь стали применять во флоте и в армии.

      Попов постоянно работал над усовершенствованием радио. Сначала радиопередачи осуществлялись на не­сколько метров, затем — на несколько километров, а потом — на десятки километров. Изменились и спосо­бы регистрации сигнала.

       Независимо от Попова радио придумал итальянский ученый Г. Маркони. Официально он считается изобре­тателем радиосвязи. С помощью его устройства удалось передать звуковое сообщение на расстояние в 600 мет­ров. После усовершенствований конструкции звуковое сообщение смогло преодолевать до 5 километров.

       Как же работает этот прибор? Во-первых, у каждо­го радиоприемника есть устройство, позволяющее на­страивать его на нужную радиостанцию. Во-вторых, в радиоприемниках находятся усилители радиосигна­лов. В-третьих, в них есть детекторы, которые преоб­разуют радиосигналы. Наконец, в каждом радиопри­емнике есть громкоговорители.

       Ребята! Давайте вспомним, какими бывают радио­приемники. Они могут выглядеть по-разному: всем знакомы, небольшие радиоприемники, их ставят на стол и включают в специальную розетку. Бывают ра­диоприемники, работающие от батареек. Их берут в походы, на пикники, на дачу. Ответьте на вопросы

  1. Какой русский ученый изобрел радиоприемник?
  2. Из каких устройств радиоприемник состоит?
  3. Как он выглядит?
  4. Куда можно взять радиоприемник на батарейках? Нужна ли для его работы электросеть?

    Послушайте стихотворение.

Я слушаю радиоприемник

Если дома я грущу,

То приемник я включу.

Вот спортивный репортаж—

Лыжник побеждает наш

Говорят, про детский сад.

В детский сад пойти я рад!

Диктор прочитает книжку

Про зайчишку-шалунишку,

Вот я слышу песенку

Про солнечную лесенку!

    Послушайте сказку.

Радионяня

       Давно это было. Леночка была еще маленькой. Она играла в куклы, а мама включала ей радиоприемник. По программе передач она всегда находила очень интересную программу для детей «Радионяня», которая начиналась с веселой песенки:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Сказки слушайте, друзья!

       Леночка тотчас устраивалась на диване поудобнее и с ин­тересом ждала нового выпуска. В «Радионяне» рассказывали сказки и стихи, много времени уделяли историям о жизни и повадках домашних и диких животных, птиц, бабочек и пчелок, стрекоз и муравьев. Лена узнавала о деревьях и кустарниках, травах и цветах. Передача заканчивалась песенкой:

'                        Трали-вали, трали-вали,

                         Много вы, друзья, узнали.

                         Скоро встретимся опять:

                         Ровно в пять, ровно в пять!

       Кстати, Леночкина мама была биологом. Она занималась изучением грибов, их связью с деревьями. Однажды маму при­гласили принять участие в передаче «Радионяня» и рассказать ребятам о грибах. Ведь стояли чудесные осенние дни, когда в лесах и оврагах пахло грибами и прелью. Мама согласилась. Но Леночке она не говорила о своем участии в передаче — ре­шила сделать маленький сюрприз.

       —  Леночка! Не забудь включить радиоприемник ровно в пять часов. Тебя ждет небольшой сюрприз, — сказала мама и ушла.

       Ровно в пять часов Лена включила радио и услышала зна­комую песенку.

       —  Дорогие ребята! Послушайте новую передачу «Радио­няни». Сегодня мы поговорим о грибах. Ведь сейчас осень, грибов в лесу очень много. Передачу ведет Ольга Сергеевна Неверова.

       И тут Лена услышала знакомый, такой родной, милый го­лос мамы! Сначала девочка даже не поверила своим ушам, но чем дольше она слушала, тем все лучше узнавала голос мамы.

       —  Ребята! — сказала мама. — Сегодня я расскажу вам о грибах. Грибы в лесу растут разные: есть хорошие, съедобные, но попадаются и ядовитые. Вот такой гриб вы, конечно, узна­ете:

Этот гриб красивый, красный.

Но, поверьте,

Он — опасный!

      Вы, конечно, узнали ядовитый гриб — мухомор. Есть и дру­гие ядовитые грибы, например, ложные опята. Но самый опас­ный гриб — бледная поганка!

Мама рассказала, как выглядит этот гриб.

       —  А теперь я расскажу вам о съедобных, хороших грибах. Это и ароматный груздь, и боровики, и рыженькие лисички, и маслята, под березками растут подберезовики, а под осинами — подосиновики. Встречаются в лесу и разноцветные сы­роежки.

       —  Вот и наша передача подошла к концу. Спасибо, Ольга Сергеевна, за интересный рассказ, — сказала ведущая радио­
передачи.

       Снова зазвучала знакомая песенка, и программа закончи­лась.

       Когда мама вернулась домой, Лена бросилась к ней, крепко обняла и сказала:

—  Чудесная передача! Спасибо, мамочка, за сюрприз!

Вопросы и задания

  1. Какие передачи слушала Лена по радио?
  2. Какой сюрприз приготовила ей мама?
  3. О чем рассказывала мама?
  4. Узнала ли Лена голос мамы?
  5. Как дочка поблагодарила маму за сюрприз?
  6. Слушаете ли вы радио? Расскажите о своих любимых передачах.

 

  •        ТЕЛЕФОН

       Телефон — аппарат, обеспечивающий связь меж­ду людьми на расстоянии с помощью преобразования электрических сигналов в звуковые.

     Как устроен телефон? В современном телефонном аппарате микрофон и телефон составляют одну кон­струкцию — микротелефонную трубку. Ее мы держим в руке при разговоре. Телефон одновременно передает и принимает звуки.

       Когда человек начинает говорить, его голос коле­блет мембрану, из-за чего в катушке электромагнита микрофона создается переменный ток. По электри­ческим линиям связи этот ток передается в катуш­ку электромагнита телефона собеседника. Мембрана в его телефоне притягивается к электромагниту то сильнее, то слабее, и тем самым вызываются звуко­вые колебания воздуха, повторяющие речь говоряще­го абонента.

       Первые эксперименты по созданию телефона при­надлежат американскому физику Ч. Пейджу. Сле­дующий этап развития телефонии связан с именем английского изобретателя Ф. Рейса. С помощью теле­фона, созданного этим ученым, можно было переда­вать не только отдельные звуки, но и несложные му­зыкальные фразы и отчасти речь человека. Но часто из-за очень низкого качества связи нельзя было ниче­го разобрать. Мешали посторонние шумы.

       Через 15 лет шотландский изобретатель Александр Белл нашел совершенный способ преобразования зву­ков в электрические сигналы.

       В ходе эксперимента он установил, что звуковые волны, приводящие в движение барабанную перепон­ку, от нее передаются на слуховые косточки.

       Прошло несколько месяцев, прежде чем телефон «заговорил». Постепенно телефоны начали распро­страняться. В 1876 году насчитывалось уже 800 теле­фонов, и спрос на них все увеличивался.

      Современные телефоны имеют дополнительные воз­можности. К примеру, есть беспроводные радиотеле­фоны, позволяющие человеку с трубкой в руке пере­двигаться по квартире во время разговора.

       Сейчас люди пользуются в основном мобильными телефонами. С их помощью можно не только общать­ся, но и посылать сообщения, слушать музыку, фото­графировать и выходить в Интернет.

Ответьте на вопросы

  1. Есть ли у вас телефон? Как он устроен?
  2. Какие виды телефонов вы знаете?
  3. Какими функциями  мобильного телефона вы  пользуе­тесь?

    Послушайте стихотворение.

                                  Телефон

    Динь-дон, динь-дон!

    Зазвонил мой телефон.

    Это мне звонит подружка, Симпатичная Танюшка. Погулять зовет она,

    Ведь на улице — весна!

    Льются теплые лучи,

    И бегут, журчат ручьи.

    И поют, звенят пичужки. —

    Я пойду гулять, Танюшка!

    Послушайте сказку.

    В ремонтной мастерской

 

             В ремонтную мастерскую приносили сломанные телефо­ны. Опытный Мастер чинил их, и потом аппараты еще долго служили людям. Однажды вечером Мастер поставил на свой рабочий столик два стационарных телефона — Синий и Крас­ный.

             «Займусь ими завтра», — подумал он. Погасил свет, запер мастерскую на ключ и ушел домой.

             Сначала аппараты стояли на столе молча, потом один из них негромко сказал:

       - Давайте знакомиться! Позвольте представиться — меня зовут Красный телефон. Принадлежу я семье Семеновых.

       - А меня зовут Синий, — ответил другой. — Я живу в семье Сухаревых.

       - Ах, — вздохнул Красный телефон, — мне не терпится поскорее вернуться домой. Я скучаю без своих хозяев.

            Синий телефон в ответ промолчал и только тяжело вздох­нул. Тогда Красный продолжил свой рассказ.

             Наташа, хоть и маленькая, но удивительно воспитанная и тактичная девочка. Кто бы ни позвонил, говорит мягко, спо­койно, уважительно! Это у нас в семье традиция такая — ува­жительное отношение к людям!

             А если кто-то номер неправильно набрал и в вашу квар­тиру попал? — спросил Синий телефон.

             Ну что ж тут такого? Кто не ошибается? Тогда ему веж­ливо объяснят, что, мол, не туда вы попали. Такое случается часто!

             Да, вы правы, — ответил Синий телефон. — Что каса­ется меня, то я домой не тороплюсь. — Мне здесь, в мастер­ской, как-то спокойнее. Хотя семья, где я живу, небольшая, но один Филипп чего стоит! Про него мама так и говорит: «Филипп — к трубке прилип!» Он как из школы придет, так сразу — за телефон! Одной рукой ложку ко рту подно­сит, другой — трубку телефонную к уху прижимает. Говорит и жует одновременно! А какие словечки употребляет! Я их даже повторять не хочу! Глупые и грубые... А сколько раз трубку ронял! Видите, трубка вся в царапинах, а кое-где и склеена.

              Да, не повезло вам с хозяевами, — вздохнул Красный телефон.

              —  Но это еще не все. У Филиппа сестра младшая есть. Имя у нее красивое — Элеонора. Но я .зову ее Норка-тараторка. Снимет трубку и болтает с подругами по два часа без пере­рыва. Вот однажды случай был: маме с работы пытались до­звониться, хотели сказать, чтобы она срочно в командировку собиралась. Билет на поезд уже заказали, а сообщить-то не смогли. Телефон у нас все время занят. Командировку при­шлось перенести, и мама очень расстроилась.

          Синий телефон вздохнул и продолжил:

                - Недавно Элеонора трубку взяла, да как закричит на всю квартиру: «Пап! Тебя к телефону дядька какой-то!»

                - Вот ужас-то! — вздрогнул Красный телефон.

                - Еще какой! Это папин начальник звонил. Ему, наверное, не очень-то приятно было услышать, как его «каким-то дядь­кой» назвали.

           Красный телефон с гордостью произнес:

                - У нас все по-другому — если Наташа трубку снимет, то скажет так: «Здравствуйте, будьте добры, подождите минутку, я сейчас папу позову».

                - Ну это совсем другое дело!

                - А вообще-то телефонный этикет не такой уж и сложный. Нужно уважать собеседника. Относиться к любому позвонив­шему доброжелательно. Вот и все! — сказал Красный телефон.

                - Верно! Я тоже так думаю, — поддержал его Синий.

                - Ну да ладно! Поздно уже. Давайте отдохнем, — пред­ложил Красный телефон.

                  И телефоны замолчали до утра. Каждый из них думал о чем-то своем.

Вопросы и задания

  1. Почему Красный телефон хотел поскорее вернуться до­мой?
  2. Почему Синий телефон не торопился к хозяевам?
  3. Как разговаривала по телефону Наташа?
  4. Как общались по телефону Филипп и Элеонора?
  5. Знаете ли вы телефонный этикет?

    ТЕЛЕВИДЕНИЕ

           В этой главе мы поговорим с вами о телевидении. Не сомневаемся, что вы не раз смотрели по телевизору интересные передачи или мультфильмы. У многих из вас есть дома не один, а два телевизора, например, на кухне и в комнате.

           Еще в далекие времена в сказках люди мечтали о передаче изображений на расстояние. Все мы слыша­ли о «золотых тарелочках с яблочками». Помните, как в сказке, яблочко катается по тарелочке, и люди смотрят, что и где происходит. Видят густые леса, златоглавые церкви, большие города, зеленые луга, океаны, моря и горы...

           Что же такое телевидение? Это слово происходит от двух слов. «Теле» значит далеко, а «видение» — видеть.

          Телевидение — передача на расстояние и прием на экран зрительной информации (подвижных изображе­ний). Это одно из самых массовых средств распростра­нения культурных, научно-познавательных, учебных сведений и одно из основных средств связи. Его ис­пользуют в науке, космических и ядерных исследо­ваниях, военном деле. Телевидение — чудо XX века! Множество ученых в разных странах мира занимались разработкой телевидения.

           Как работает телевизор? Антенна принимает сиг­нал, который управляет мощным электронным лучом. Луч бегает по экрану вправо-влево, вверх-вниз. Его мощность меняется. На экране то ярче, то тусклее загораются отдельные точки. Как известно, челове­ческий глаз не способен воспринимать изображение, если оно появляется меньше чем на 0,1 секунды.

           Точки появляются гораздо быстрее, поэтому мы ви­дим не отдельные вспышки, а всю картинку в целом. В цветном телевизоре точки загораются тремя цвета­ми — красным, зеленым и синим. При смешивании этих трех цветов, на экране возникает вся цветовая палитра.

         Что же главное в телевизоре? Конечно, экран! Его ученые называют электронно-лучевой трубкой. Труб­ка преобразовывает электроэнергию в видеоизображе­ние. Русский ученый Александр Столетов доказал влияние света на электричество.

          В 1879 году английский физик Уильям Крукс от­крыл особые вещества, способные светиться при воз­действии на них лучей. Их назвали люминофорами. Оказалось, чем сильнее их облучать, тем ярче они све­тятся. Такими веществами покрыта внутренняя по­верхность трубки.

          Движением луча можно управлять! Для этого уста­навливают специальные электроды. На них и подает­ся управляющий сигнал с антенны. Если подали на верхний электрод — луч отклоняется вверх, на ниж­ний — вниз. Так на экране возникает картинка.

            Изобретать телевидение ученые начали еще в XIX веке, но реализация идеи передачи изображения возникла только в XX веке.

           Многие ученые разных стран занимались телеви­дением, но наиболее удачный кинескоп изобрел рус­ский ученый Владимир Козьмич Зворыкин. Интересно и необычно сложилась его судьба. Зворыкина назы­вают «отцом телевидения». Родился он в 1888 году в небольшом провинциальном городке Муроме, рас­положенном  в  центре  России.   Семья  Володи  была старинная купеческая. Отец изобретателя Козьма Алексеевич получил хорошее образование, принимал активное участие в жизни города. От предков он унас­ледовал торговое дело — торговлю зерном, в течение нескольких лет возглавлял общественный банк.

           Семья Зворыкиных была большая и дружная. Все дети   получили   высшее   образование.   Старший   Ни­колай стал инженером,  сестры  —  врачами.  Володя Зворыкин  окончил Муромское  реальное училище  в 1906  году.   Затем  поступил  в  Санкт-Петербургский технологический институт и обучался в лаборатории Б.Л. Розинга, который в то время работал над про­блемами телевидения. В. Зворыкин по окончании ин­ститута продолжил образование в Париже. Когда началась Первая мировая война, юноша отправился на фронт, служил в армии в крепости Гродно. Там он создал первую радиостанцию. Но, к сожалению, Первая мировая, затем Гражданская войны в России, разруха, голод, холод вынудили ученого покинуть Родину.   Он уехал за границу, где по-прежнему занимался наукой. К 1933 году он завершил создание первой лучевой трубки, передающей световой сигнал.                                   

        Невозможно представить все направления деятельности Зворыкина! Он стоял у истоков создания микроскопа, сканера, факса. Даже в 90 лет ученый говорил:«Я все учусь!»                                                                                 

           Живя в Америке, Зворыкин не порывал связи с родиной. Он часто бывал в Советском Союзе с научными докладами, навещал родных в Москве и Ленинграде. Всегда мечтал побывать в родном Муроме, посмотреть на «родовое гнездо». Наконец, в 1967 году  он смог выкроить время и тайно на один день съездил в закрытый для иностранцев гррод Муром.  В доме Зворыкиных с 1919 года разместились музейные экспозиции. Владимир Козьмич внимательно осмотрел их, остался доволен и оставил следующий отзыв в  книге посетителей: «После длительного перерыва по­сетил мой родной дом. Очень отрадно найти его не только в сохранности, но и в периоде реконструкции.  Особенно приятно видеть дом, в котором родился, он так заботливо реставрируется для музея под руководством Александра Анатольевича Золотарева. Спаси­бо. В.К. Зворыкин».

          Скончался изобретатель, перевернувший жизнь че­ловечества, 29 июля 1982 года. Он имел множество наград и званий, но особенно он гордился званием «Заслуженного Русского Американца». Про телевизор он говорил, что лучшая деталь в нем — выключатель.

           Наука, к счастью, не стоит на месте! Вместо теле­визора кинескопного появились новые виды телевизо­ров. Какие?

          Например, с жидкокристаллическим дисплеем. Элек­тропроводящая среда состоит из мельчайших гранул — кристаллов. Жидкокристаллические телевизоры удоб­ны тем, что имеют плоский экран, их можно повесить на стену, они не занимают много места. Изображение у них четкое, яркое, сочное.

           Сейчас появились и плазменные телевизоры с такой же панелью. На ней происходит свечение специальных веществ — люминофоров под воздействием ультрафиоле­товых лучей.

           Существуют и лазерные телевизоры, созданные на основе технологии цветных лазеров. Они очень хоро­шо передают цвета.

           На стадионах, в больших помещениях использу­ют проекционные телевизоры, создающие на экране крупное изображение.

          А еще вы, конечно, слышали о приставках. Их ис­пользуют для игр и выхода в Интернет. Если к теле­визору подключить игровую приставку, можно играть в самые разные игры. А есть приставки для выхода в Интернет — с их помощью на экране телевизора мож­но смотреть любые фильмы и мультфильмы.

     Послушайте стихотворение.

    Телевизор

    На диване мы сидели,

    Телевизор мы смотрели.

    Было нам немножко тесно,

    Но зато так интересно!

    Мы смотрели о морях

    И невиданных зверях.

    Словно Землю облетели,

    На диван опять присели.

    Телевизор показал

    Нам волны кипящей вал.

    Телевизор — это чудо!

    Без него живется худо!

    Ответьте на вопросы

    1. Что такое телевидение?
    2. Как он работает?
    3. Что главное в телевизоре?
    4. Что такое люминофоры?
    5. Кого из ученых называют «отцом телевидения»? Из ка­кого он города?
    6. Как сложилась его судьба?

       Послушайте сказку.

    Воронье гнездо

           У дедушки и бабушки в деревне не было телевизора. Они не могли посмотреть ни новости, ни сериалы, ни узнать, какая будет погода. Но однажды их сын Андрей решил порадовать стариков. Он купил телевизор и привез его в подарок родителям.

           Телевизор был с большим экраном. Его установили на тум­бочке напротив дивана. Андрей подключил телевизор и на крыше установил большую антенну. Родители очень радова­лись подарку сына! Летом дел у них было много в саду и в огороде, а зимой и осенью становилось скучновато.

           Зато теперь дедушка мог посмотреть свой любимый хоккей, а бабушка — Интересный фильм. Сначала телевизор работал хорошо, но весной, в начале апреля, начал барахлить. Про­граммы показывал нечетко, яркие цвета потускнели, появились помехи. Тогда дедушка решил вызвать мастера. Съездил в го­род и оставил заявку на починку телевизора. Через несколько дней мастер приехал. Он проверил телевизор и сказал:

           - Телевизор совершенно исправен! Нужно проверить ан­тенну. Где она у вас находится?

           - На крыше, — ответил дедушка.

     Мастер попросил лестницу и полез на крышу.

           —  Вот это дела! — воскликнул он, когда увидел на антенне большое воронье гнездо. Одна ворона сидела на гнезде, со­гревая яйца, вторая прогуливалась по крыше. — Теперь понят­но, почему телевизор плохо работает! — сказал мастер.

           Он спустился с лестницы и приглядел неподалеку большое ветвистое дерево. Потом снова залез на крышу, аккуратно снял воронье гнездо и перенес на новое место.

           Вороны сначала очень рассердились. Они громко каркали, махали крыльями и даже хотели клюнуть мастера. Но увидев, что он удобно устроил гнездо между ветвями дерева, птицы успокоились.

            —  У вас на антенне вороны гнездо свили. Та покосилась, поэтому и телевизор стал работать плохо, — сказал мастер.

            — Давайте попробуем включить его снова.

      Он включил телевизор, тот заработал прекрасно!

           - Спасибо вам! — поблагодарили мастера бабушка и де­душка. — Вот хитрые птицы — вороны! — удивились старички.

            - Я вам советую поставить другую антенну — круглую, — сказал мастер. — Она надежнее, дает возможность смотреть больше программ, и на ней вороны уже гнездо не построят!

            - Надо попросить Андрюшу поставить новую антенну! — сказала старушка,

           Старички напоили мастера чаем с медом и вареньем, угости­ли пирогом и сердечно поблагодарили за помощь.

           —  Теперь снова будем смотреть новости, спортивные пере­дачи и фильмы! Спасибо вам!

    Вопросы и задания

    1. Кто купил бабушке и дедушке телевизор?
    2. Хорошо ли он работал сначала?
    3. Где установили антенну?
    4. Что случилось с телевизором весной?
    5. Кого вызвал дедушка?
    6. Что обнаружил мастер на крыше?
    7. Кто свил на антенне гнездо?
    8. Что мастер сделал с гнездом?
    9.  Как после этого стал работать телевизор?
    10.  Что посоветовал мастер бабушке и дедушке?

 

 

 

  •        КОМПЬЮТЕР

       В современном мире нельзя представить жизнь лю­дей без компьютера.

       Компьютер в наши дни так же важен, как и теле­фон, автомобиль, телевизор. Возникновение компью­тера связано с вычислительными операциями

       Первые серийные компьютеры появились в 1958 году одновременно в США, ФРГ и Японии. Пер­сональный компьютер в 1976 году создали Стив Воз-няк и Стив Джобе. Его назвали «Эппл», что в переводе с английского означает «яблоко». Позднее Стив Джобе основал фирму «Эппл-компьютер» и наладил массовое производство персональных компьютеров. В короткое время фирма превратилась в процветающее крупное предприятие. Затем производством компьютеров за­нялась и другая фирма — IBM. Ее компьютеры стали массовыми и популярными.

      Компьютеры бывают разные. Самые мощные и большие обычно стоят в крупных научных центрах. Это — суперкомпьютеры. Они не только на стол не по­местятся, но и не во всякую квартиру войдут! На них проводят сложные вычисления, связанные, например, с землетрясениями, наводнениями.

       Но чаще мы встречаемся с менее громоздкими ком­пьютерами. Они стоят на столе. Их называют персо­нальными, потому что командует таким компьютером один человек.

       Есть и совсем небольшой компьютер, его называют ноутбук. Ведь «ноут» по-английски означает блокнот, а «бук» — книга. Такие компьютеры можно поместить в портфель или папку. Они очень удобны в пути, когда человек работает не за столом, а, например, в поезде или машине. Пользоваться им можно где угодно! Рабо­тать без подключения к электросети такой компьютер может несколько часов, ведь у него есть аккумулятор.

       Наверняка у многих из вас есть планшет. Это пер­сональный компьютер с сенсорным экраном. Обычно планшеты небольшие, легкие и удобные в работе. Обо­рудованы они сенсорным экраном и позволяют рабо­тать при помощи пальцев как с использованием, так и без использования клавиатуры и мыши.

       Ребята, послушайте, из каких частей состоит компью­тер. Самая главная его часть — материнская плата. К ней подключаются все устройства компьютера. На материн­скую плату также крепится процессор. Это самое важное вычислительное устройство. Он работает так интенсивно, что может и перегреться. Поэтому сверху на нем установ­лен вентилятор. Процессор — это мозг компьютера!

  Послушайте стихотворение.

Я процессор, я процессор,

Самый важный, как профессор,

Все я вычисляю, Всем я управляю!

       Чтобы выводить на экран компьютера картинки, рисунки, текст, видео и фото, к материнской плате присоединяют видеокарту.

       На материнской плате находится оперативная па­мять. Конечно, каждый из вас знает, что такое па­мять. Мы запоминаем стихи, рассказы, песенки, пра­вила, буквы и цифры. Мы запоминаем все, что нас окружает: наших родных, друзей, воспитателей; все, что с нами случается. Невозможно перечислись все, что хранит человеческая память!

       У компьютера есть два вида памяти. В первой на­ходится все, что нужно в данный момент для работы. Такая память называется оперативной: после выклю­чения компьютера все данные из этой памяти стира­ются. Есть и другой вид памяти, которая хранит в себе данные по завершении работы с компьютером. Эти данные содержатся на жестком диске.

      В коробочке жесткого диска хранятся один или несколько тонких дисков. На них нанесен слой специального вещества. Над диском летает небольшая записывающая головка. Именно она и считывает ин­формацию с диска. Головка не дотрагивается до дис­ка, чтобы его не повредить, а маленькая коробочка защищает диск от пыли и грязи.

       У жестких дисков есть «младшие братья» — легкие серебристые диски. Раньше ими часто пользовались, когда хотели послушать музыку, посмотреть фильм или мультик, поиграть в игру. Сейчас люди все чаще находят нужную информацию, музыку, фильмы и прочее в Интернете.

       Другая часть компьютера — монитор, похожий на телевизор. Современный монитор сделан на основе жидких кристаллов. Их открыл в XIX веке австрий­ский ботаник Фридрих Рейнитцер. Именно он впер­вые обнаружил удивительные свойства некоторых растворов изменять цвет от температуры. Точки на экране такого монитора состоят из малюсеньких «бу­тылочек» с жидкими кристаллами. Жидкокристал­лические мониторы не дают вредных излучений да и выглядят привлекательнее — тоненькие, изящные, занимают мало места. Зачем же компьютеру нужен монитор? На его экране вся информация изображает­ся в понятном для людей виде: при помощи картинок и текста.

       Есть у компьютера и клавиатура. С ее помощью мы вводим цифры и тексты, выполняем команды. Все клавиши делятся на две группы. Первая — буквенно-цифровая, предназначенная для ввода информации. Каждая клавиша обозначена буквой или цифрой. Ко второй группе относятся навигационные и функцио­нальные клавиши.

       У компьютера есть мышь, чаще сделанная из пла­стика; но для ее изготовления также используют и дру­гие материалы: металл, дерево и даже стекло. С ее по­мощью мы отдаем компьютеру приказы, команды, а на экране управляем маленькой стрелочкой — курсором.

       Кто придумал компьютерную мышь? Около 45 лет назад ее изобрел американец Дуглас Энгелъбарт. А похожа она тогда была на утюг! Сделали первую компьютерную мышь из дерева, и весила она около килограмма. Прошли годы, и компьютерная мышь приобрела современный вид.

      Управлять мышкой несложно — двигай ее по сто­лу или специальному коврику! А стрелочка на экра­не будет послушно повторять ваши движения. Подвел стрелку к нужному на экране значку, щелкнул кноп­кой, и тут же программа запустилась.

      Самые простые мыши — механические. Когда ее двигаешь по столу, внутри корпуса перекатывается тя­желый металлический мячик, «одетый» в тонкую ре­зиновую оболочку. Есть мыши оптические. В их кор­пусе вместо шарика — специальный световой лучик.

       Итак, давайте повторим, из каких частей состоит компьютер.

      В системном блоке стационарного компьютера, а в ноутбуке под клавиатурой находится материнская плата — самая важная часть компьютера. Именно к ней крепятся все основные комплектующие: процес­сор, память и многое другое.

       На мониторе вся компьютерная информация ото­бражается в понятном для нас виде — при помощи картинок и текста.

       Клавиатура помогает ввести в компьютер информацию.

       С помощью мыши мы отдаем компьютеру команды, управляя на экране стрелочкой — курсором.

       К компьютеру также можно подклю­чить  вспомогательные  устройства:   прин­тер, сканер, модем. Принтер может печатать на бумаге" текст или фотографии. Сканер переводит картинки и текст с бумаги в компьютер. Модем и роутер помогают связаться с другими компьютерами, ра­ботать в Интернете.

  Послушайте стихотворение.

Части компьютера

Чтоб работать компьютер мог,

Ему нужен системный блок.

В нем и память и процессор...

Словом, этот блок — профессор!

А в придачу ему дан

Монитор или экран.

Ну, конечно, есть и мышь —

Мышка не живая,

Мышка не лесная и не полевая.

А компьютерная мышь —

К ней получше приглядись!

Есть еще клавиатура:

Цифры, буквы набирать,

Слова разные писать.

Принтер на листок бумажный

Переносит то, что важно.

Сканер же, наоборот,

Все с листа распознает.

Ну а роутер, модем

Нам с тобой нужны затем,

Чтобы, как другие дети,

Поработать в Интернете.

Ответьте на вопросы

  1. Какие существуют компьютеры?
  2. Какая часть компьютера самая главная?
  3. Как выглядит монитор?
  4. Зачем нужна клавиатура?
  5. Что такое компьютерная мышь?
  6. Есть ли у тебя компьютер?
  7. Нравится ли тебе играть в компьютерные игры?
  8. Сколько времени ты проводишь за компьютером и теле­визором?
  9. Смотришь ли ты  мультфильмы?  Какой твой любимый мультфильм?

Послушайте стихотворение.

Мой компьютер

Мой компьютер, как живой,

Может говорить со мной.

Может в игры поиграть,

Может письма написать.

Может песенку мне спеть,

Может многое суметь!

Может фото показать

И картинки рисовать!

  Послушайте сказку.

Спаси Веронику

       Вася был худеньким бледным мальчиком. Его любимым занятием было часами просиживать за компьютером, играя в компьютерные игры. Он очень редко гулял с друзьями, не умел кататься ни на лыжах, ни на коньках. Поэтому и рос болезнен­ным. Мог схватить простуду от легчайшего сквозняка. Он не обливался прохладной водой, не делал зарядку.

       - Васенька! Ты бы сходил погулять, — упрашивала внука бабушка. — Посмотри, какая чудесная погода! На горке ребя­тишки катаются. Ведь каникулы.

       - Нет, бабуля, мне что-то не хочется. Собираться надо, одеваться, да и холодно сегодня. Я лучше потом погуляю, по­позже, или завтра.

       Однажды Вася пошел в магазин, чтобы купить новую игру — старые ему уже надоели —и по дороге встретил сгорбленного старичка. Тот медленно брел, опираясь на палку.

       - Мальчик, — обратился к Васе старик. — Не знаешь, где здесь продаются диски для компьютеров?

       - Знаю, как не знать! Я сам туда иду. Если хотите, дорогу покажу, — вежливо ответил Вася.

       - Вот спасибо. Вот удружил! — обрадовался старичок. — Я еле иду, очень уж скользко, того и гляди, упаду, и палка не поможет!

       - Давайте я вам помогу, — предложил Вася и взял старика под руку.

 Вдвоем, не спеша, они подошли к магазину.

       Перед стеклянными дверями магазина старичок остановился и вытащил из-за пазухи нарядную коробочку с компьютерной игрой. На ней была нарисована прелестная белокурая девочка в голубом платьице, усыпанном золотыми звездочками.

       - Вот купил внуку игру. «Спаси Веронику» называется. А у него, оказывается, такая уже есть. Я хочу тебе ее подарить! Ведь скоро Рождество, в это время всякие чудеса случаются. Пусть это будет мой подарок тебе!

       - Ну что вы, не надо! Неудобно как-то! — стал отказы­ваться Вася.

       - Бери, бери, — настаивал старичок. — Ты мне помог, а я теперь хочу тебе помочь. Только имей в виду, что эта игра не простая, а волшебная. Она может всю твою жизнь изменить!

       Старик сунул коробку в руки мальчика и вдруг куда-то ис­чез, словно его и не было! Вася еще немного потоптался возле магазина, да делать нечего, пошел домой.

       «Странный какой-то старик! И куда он мог исчезнуть? Словно сквозь землю провалился. Может, и вправду волшеб­ник?» — размышлял по дороге Вася.

       Дома он тотчас вставил диск в компьютер. На экране появи­лась надпись: Волшебная игра «Спаси Веронику», а затем возник­ла яркая картинка. Откуда-то с небес сыпались ледяные разноц­ветные звездочки, и Вася вдруг очутился во дворе своей школы.

       Дверь школы широко распахнулась, из нее выбежали ребя­тишки. Среди них Вася узнал и Веронику. На ней были белая пушистая шубка, белые сапожки с мехом. Светлые волосы рас­сыпались по плечам.

       - Здравствуй, Вася! — нежным голоском, сказала девоч­ка. — Проводи меня, пожалуйста, домой.

       - С удовольствием! — согласился мальчик.

       Дети, смеясь и болтая, словно знали друг друга давным-дав­но, пошли по улице. Вдруг Вероника поскользнулась и упала в глубокую занесенную снегом канаву.

      —Вася, помоги мне! Здесь очень скользко, я сама не выберусь!

       Вася быстро снял с куртки пояс и один конец бросил девочке. Та обеими руками схватилась за пояс, а Вася что есть силы потянул за другой конец и вытащил Веронику из канавы.

  —  Спасибо, Вася! — поблагодарила девочка. Она отряхнула шубку, и дети пошли дальше.

       Но вот перед ними возник глубокий незамерзающий ручей, через который был перекинут узкий обледенелый мостик.

  —  Ой, я боюсь, — прошептала Вероника.

       —  Не бойся! Я пойду первым и дам тебе руку, — успокоил ее мальчик.

       Вася осторожно пошел по шаткому мостику, ведя за руку девочку. Скоро они оказались на другом берегу ручья.

       В это время из подворотни, заливаясь громким лаем, выско­чил огромный черный пес. Вася не растерялся, схватил палку и запустил ею в пса. Тот, рыча, снова спрятался в подворотне.

       Картинка на экране внезапно погасла, и появилась надпись: «Вася! Ты прошел первый уровень игры, проявив находчивость и смелость. Но чтобы продолжить игру, тебе надо стать крепче, сильнее. Ко второму уровню ты пока не допускаешься. Начни делать зарядку, займись спортом, укрепи здоровье. Только по­сле этого ты сможешь продолжить игру!»

       Вы, конечно, догадались, что Васе очень хотелось продол­жить волшебную игру. Поэтому на следующий же день он за­писался в школьную спортивную секцию. Стал обливаться по утрам, делать зарядку и заниматься в спортивном зале под руко­водством опытного тренера: прыгать, бегать, играть в волейбол, настольный теннис, научился кататься на лыжах и коньках. Да так увлекся спортом, что про компьютерную игру почти забыл!

       Но однажды вечером он включил компьютер и решил прове­рить, допустят ли его теперь на второй уровень игры. Надпись на экране гласила: «Вася! Ты допущен ко второму уровню».

  —  Ура! — воскликнул мальчик.

       Он снова увидел Веронику. Девочка терпеливо ждала его. Дети направились к ее дому с красной черепичной крышей. Когда до него оставалось лишь несколько шагов, небо вдруг потемнело, подул сильный ветер, загремел гром и засверкала молния.

       Словно черная туча, налетел на девочку крылатый Дракон со светящимися красными глазами, схватил ее когтистыми лапами и унес в свой дворец, что стоял на высокой отвесной скале.

       —  Я спасу тебя, Вероника! — крикнул Вася и бросился в погоню.

      Мальчик пробирался через болотные топи, сквозь дремучие дебри, переплывал широкие реки, боролся с дикими зверями и везде, проявляя храбрость, легкость и силу, выходил победи­телем. Наконец он добрался до дворца Дракона и остановился у подножия скалы.

       В это время на экране снова возникли слова: «Вася! Ты успешно прошел два уровня игры, но чтобы попасть на третий уровень, тебе следует изучить единоборства, заняться борьбой, накачать мышцы, стать умелым скалолазом и альпинистом!»

       Вася ничуть не огорчился. Он стал тренироваться в шко­ле «Самбо», одновременно занимаясь в секции альпинизма и скалолазания. По утрам мальчик бегал в бассейн, потом шел в школу. Его день был расписан по минутам!

       Если бы вы встретили Васю на улице, то едва ли узнали бы в розовощеком, крепком юноше худенького бледного мальчугана.

       Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!

       Наконец Вася почувствовал, что готов сразиться с могучим Драконом. Он снова включил компьютер и оказался у подно­жия отвесной скалы. Мальчик ловко вскарабкался по гладкой поверхности скалы и оказался в великолепном дворце Дра­кона. Тот восседал на золотом троне и, кажется, не ожидал встречи с Васей.

       Вася смело бросился к Дракону и сумел победить его в схватке. Потом он сорвал с головы чудовища корону, в кото­рой была спрятана вся сила Дракона, и растоптал ее. Вероника была спасена!

        За это время она тоже подросла и превратилась в юную красавицу. Вася помог ей выбраться из дворца по потаенной лестнице.

       Вот и игре конец! Васе стало грустно прощаться с Верони­кой, но что поделаешь. Он выключил компьютер и стал думать о девушке: жаль, что таких красивых в жизни он пока не встречал!

       На следующий день Вася, как обычно, пошел в школу. Как же он удивился, когда встретил там Веронику! Как ни в чем не бывало, она села с ним за парту и шепнула мальчику:

 — Вася! Я восхищаюсь тобой! Ты настоящий герой!

Вопросы и задания

  1. Много ли времени Вася проводил у компьютера?
  2. Кого встретил мальчик по дороге в магазин?
  3. Что подарил старичок-волшебник Васе?
  4. Как звали девочку, с которой он познакомился?
  5. Как помогла Васе Вероника?
  6. Кто унес Веронику в горный дворец?
  7. Что стал делать Вася, чтобы помочь Веронике?
  8. Чем закончилась сказка?
  9. Любите ли вы спорт?

 

    Источники:

Шорыгина Т.А. Беседы об изобретениях и открытиях.  — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 96 с. — (Вместе с детьми).

          Список  рекомендуемой литературы

          Алябьева ЕА. Дошкольникам о транспорте и техни­ке. Беседы, рассказы и сказки. М., 2016.

          Алябьева ЕА. Сказки о предметах и их свойствах. Ознакомление с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

          Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Про­хоров. М., 1993.

          Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-за­нятия для дошкольников. М., 2015.

          Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. М., 2015.

          Дыбина О.В. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М., 2015.

          Xanoea M.C. Что такое? Кто такой? М., 2005.

          Шалаева Г.П. Все обо всем. М., 1995.

          Шорыгина ТА. Беседы о бытовых электроприборах. М., 2015.

          Шорыгина ТА. Беседы о профессиях. М., 2015.

          Шорыгина ТА. Беседы о телевидении. М., 2016.

          Шорыгина ТА. Путешествие в Цифроград: знако­мимся с компьютером. М., 2012.

 

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

 

                                                                                                         С уважением, О.Г. Гольская

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. ПРОФЕССИИ").