Главные вкладки

    Глоссарий по ТМРР - Дд

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДВУСЛОВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания ребенка на одной из ранних стадий освоения речи, включающие два элемента. Единственным грамматическим компонентом этих высказываний является порядок слов.

    ДЕКОДИРОВАНИЕ - извлечение адресатом речи смысла из текста с помощью общего для говорящего и адресата речи кода-языка.

    ДЕНОТАТ - обозначенный конкретный предмет или явление, которые могут именоваться данной единицей. Ср. сигнификат.

    ДЕАДВЕРБИАЛИЗАЦИЯ - разновидность обратной деривации (см.), обратного словообразования, заключающаяся в реконструировании существительного, выступающего в качестве производящего по отношению к наречию.

    ДЕПОСТФИКСАЦИЯ - разновидность обратной деривации (см.), заключающаяся в отбрасывании постфикса -СЯ.

    ДЕПРЕФИКСАЦИЯ - разновидность обратной деривации (см.), заключающаяся в отбрасывани приставки или воспринимаемого в качестве приставки элемента.

    ДЕРИВАЦИЯ - процесс создания одних языковых единиц (дериватов, производных) на основе других (производящих).

    ДЕСЕМАНТИЗАЦИЯ - утрата языковой единицей значения. Д. слова, Д. морфемы.

    ДЕСУБСТАНТИВАЦИЯ - разновидность обратной деривации, заключающаяся в реконструировании прилагательного или причастия, осмысливаемого в качестве источника деривации при субстантивации.

    ДЕСУФФИКСАЦИЯ - разновидность обратной деривации, заключающаяся в отбрасывании суффикса или воспринимаемого в качестве суффикса элемента.

    ДЕФЕКТНОСТЬ ПАРАДИГМЫ - закрепленное нормой отсутствие в парадигме (системе форм) того или иного слова определенной формы или форм.

     

    Дефекты звукопроизношения – устойчивые или неустойчивые нарушения в произношении звуков, такие как их отсутствие, искажение, замена, смешение.

     

    Диагностика речевого развития – комплекс методик для точной оценки уровня речевого развития детей, выявления индивидуальных различий в речевом развитии дошкольников, получения сведений для планирования дальнейшей работы педагога, оптимизации условий обучения, коррекции речевых нарушений. Диагностическая работа должна организовываться в соответствии с содержанием образовательной программы, основываться на основе принципов последовательности, научности, этичности, оптимальности. Диагностика позволяет контролировать усвоение нового речевого материала; уточнять эффективность используемых методов и приемов; подбирать новые формы организации занятий; проводить индивидуальную работу с отстающими, своевременно корректировать планы.

    Диагностики речевого развития обычно проводятся в начале, в середине и в конце учебного года. Индивидуальная беседа с каждым ребенком не должна превышать 15 минут. Если обследование проводит незнакомый с детьми взрослый, то он должен заранее познакомиться с ребятами, наладить с ними эмоциональный контакт. Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме, вопросы ставятся в логической последовательности. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения педагог не исправляет, а даёт правильный ответ, в протоколе отмечая невыполнение. В младшем и среднем возрасте диагностика проводится с известной детям наглядностью (игрушки, предметы, картинки). В старшем возрасте можно без наглядности, но на знакомом материале.

    Наиболее распространены диагностики речевого развития Т.М. Юртайкиной, В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, М.Р. Львова, А.Г. Арушановой, А.И. Максакова, М.Ф. Фомичёвой. Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей разработан Ф.Г. Даскаловой.

    Диагностика словаря выявляет количественный и качественный запас слов, степень усвоения словарных тем, понимание значения слов. Обследуется умение детей пользоваться выразительными средствами языка (эпитетами, сравнениями, метафорами) в связной речи, умение быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова. Детям предлагаются задания на показ и называние предметов и картинок, их сравнение и классификацию, дополнение тематической группы, называние предмета по его описанию, подбор синонимов, антонимов, составление предложений с заданным словом и др.

    Диагностика грамматического строя речи направлена на выявление понимания грамматических конструкций, составление предложений с заданными словами или по картинке, дополнение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, словообразование.

    Диагностика звуковой культуры речи выявляет произношение звуков в различных позициях (изолированных, в словах, фразах), умение различать схожие по звучанию слова. Проверяются особенности речевого дыхания, интонации (владение голосом и паузами), темп речи. В диагностической таблице отмечается отсутствие, замена звуков, отчётливость, ясность произношения, их дифференциация. Для диагностики используются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых имеются проверяемые звуки.

    Диагностика развития связной речи выявляет уровень овладения детьми диалогической и монологической речью. Основными методами обследования диалога являются наблюдение за свободным общением, тест-разговор и тест-беседа. Наблюдение позволяет выявить инициативность ребёнка в общении, его коммуникативные умения и навыки (умеет слушать, слышать и понимать собеседника, отвечать понятно и ясно, пользуется словами вежливости и т.д.).

    Обследование связной монологической речи осуществляется с помощью наблюдения, беседы и специальных тестовых заданий (опрос, разговор, беседа). Они позволяют проверить уровень воспроизведения текстов (пересказ сказок, рассказов) или самостоятельное рассказывание (по серии картинок, игрушкам). В связной монологической речи оценивается умения структурировать речь, начинать, продолжать тему (выделять части, середину), доводить до логического конца. Самостоятельное рассказывание (описание, повествование) обследуется на основе использования наглядности с её постепенным убыванием к старшему дошкольному возрасту («свёртывание внешнего плана высказывания»). Для оценки иногда ипользуются статистические методы подсчёта общего количества предложений в детском рассказе (тексте) и количества предложений верно оформленных.

    Обследование описательной речи проводится с четырёхлетнего возраста на основе описания игрушек или по вопросам. Объём рассказа ребёнка пятого года жизни может составлять 15–20 предложений. Обследование повествовательной речи проводится в старшем возрасте с помощью составления рассказа по серии из 4–5 сюжетных картинок, воспроизводящих знакомые ребёнку моменты повседневной жизни.

    Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

    Диагностика уровня развития словаря – обследование уровня развития лексического состава речи детей данной возрастной группы, которое позволяет скорректировать основные задачи развития речи детей на определённый промежуток времени (на учебный год). Включает в себя исследование степени свободного овладения словом, понимания его значения, точности словоупотребления, умения оперировать многозначными словами, синонимами, антонимами. Диагностика включает следующие задания: 1) оставление предложений с многозначными словами; 2) составление предложения со словами-синонимами; 3) подбор синонимов и антонимов к определённым речевым ситуациям; 4) оценка словосочетаний и высказываний по смыслу; 5) определение значения слова (ответ на вопросы «Что такое?», «Что значит?»); 6) придумывание рассказов с использованием слов близких или противоположных по смыслу. На практике часто диагностика уровня развития словарного запаса проводится в форме объяснения ребёнком смысла отдельных слов, словосочетаний и целого высказывания, подбора наиболее оптимального слова в конкретной речевой ситуации, составления предложений с заданными словами, сочинения рассказов с близкими или противоположными по смыслу словами.

     

    Диалог – форма речи в виде реплик двух собеседников. Диалогическая речь характеризуется предварительной неподготовленностью, краткостью, фрагментарностью высказываний с преобладанием простых и неполных предложений, использованием разговорной лексики и невербальных средств общения (мимики, жестов, поз), большой ролью средств интонационной выразительности. Развитие диалогической речи, преобладающей в дошкольном возрасте, основывается на умении слушать, поддерживать и понимать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать, пояснять и возражать, умении вести себя во время беседы, быть сдержанным. К диалогической речи ребёнок обращается в беседе, в игре, на прогулке. По существу, речь всегда диалогична, даже если её адресатом является лицо предполагаемое, некий виртуальный, воображаемый собеседник или читатель, или своё второе «я». Иногда в отношении обмена диалогическими высказываниями между несколькими лицами употребляется термин «полилог». Овладение дошкольниками диалогическим общением предшествует усвоению основ монологической речи, как более сложно организованной. Наиболее продуктивными методами развития диалогической речи дошкольников является беседа, драматизация, прослушивание образцов диалогической речи в аудиозаписи.

     

    Дидактические игры для развития морфологической стороны речи – дидактические игры, обучающие дошкольников изменению слов по падежам, по согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов, временных форм глаголов. Преимущественно игры направленны на запоминание форм наиболее часто употребляемых слов, в которых допускаются ошибки. Для развития морфологической стороны речи используются игры с игрушками, предметами, картинами, позволяющие в процессе поиска, рассматривания, описания, сравнения употреблять прямую и косвенную речь, изменять слово: «Волшебный мешочек», «Разбуди кота», «Парные рисунки», «Большой-маленький», «Один-много» (существительные); «Скажи, какой?», «Чья вещь?» (прилагательные); «Угадай, что изменилось?», «Найди спрятанную вещь» (предлоги и наречия пространственного значения); «Почтальон принёс открытку», «Кто больше действий назовёт», «Олины помощники», «Ем-едим» (глаголы). В старшем дошкольном возрасте эффективно использовать игры-драматизации, игры типа «Исправь меня», «Определи, чего не стало», «День рождения куклы».

     

    Дикция – манера произнесения звуков, слогов, слов, которая обеспечивается взаимодействием органов речевого аппарата. Внятная и чёткая дикция влияет на точность понимания высказывания собеседником, слушателем. Существуют мнения учёных о том, что дикция напрямую связана с условиями и образом жизни, вскармливанием в младенчестве, воспитанием и интеллектуальным развитием человека. Причинами плохой дикции может быть неправильная (вялая, нечёткая) артикуляция, небрежное отношение к голосу, влияние диалектов, смешение артикуляционных особенностей двух языков, что проявляется в акценте, а также дефекты, травмы, повреждения органов речевого аппарата. Совершенствование дикции предполагает отработку артикуляции при помощи скороговорок, чистоговорок, специальных упражнений для разминки речевого аппарата и правильной постановки каждого звука, упражнения на замедление и ускорение речи, придание ей разнообразных интонаций. Хорошая дикция ребёнка складывается и через образцы для подражания (речь воспитателя, аудиозаписи, видеозаписи).

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ФОНЕМЫ - признак, по которому данная фонема противопоставлена другим фонемам языка (напр. глухой - звонкий, смычный - щелевой).

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (= дифференциальная сема) - компонент значения слова, позволяющий отличать данное слово от других слов.

    ДОГРАММАТИЧЕСКИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧИ - этап речевого развития ребенка, когда имеются уже первые слова, функционирующие как составляющие голофраз (см.) или начальных двусловных высказываний, но отсутствуют какие бы то ни было морфологические характеристики данных слов.

    ДОСЛОВЕСНЫЙ ЭТАП КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ (= довербальный этап, доязыковой этап) - этап коммуникативного развития ребёнка (приблизительно - до года), когда ребенок ещё не пользуется стандартными языковыми знаками при продуцировании речи и очень ограниченно пользуется некоторыми из них при восприятии речи. В коммуникативной деятельности используются так называемые протознаки (жесты, мимика, вокализации), составляющие так называемый протоязык.

    Дразнилки – один из наиболее древних жанров детского фольклора. Дразнилка для детей выступает как словесная игра, художественное творчество и способ коммуникации между детьми («Плакса-вакса гуталин, на носу горячий блин»). Часто дразнилка переходит в устойчивое прозвище – рифмованное прибавление к имени без связи с предметом спора или поводом. Например, Машка-промокашка, Юрик-фурик, Андрей-воробей, Ленка-пенка. Ряд дразнилок имеет и поучительно-воспитательный характер («Жадина-говядина, солёный огурец по полю валяется, никто его не ест»). Дразнилка развивает чуткость детей к языку и явлениям коммуникации, стимулирует подбор рифмы. Вместе с тем, чтобы дразнилки не обижали детей, не травмировали детскую психику, необходимо научить дошкольников правильно реагировать на них. Надо учить детей воспринимать дразнилку как ситуацию испытания, в которой необходимо сохранять спокойствие, проявить чувство юмора и возможно ответить с помощью отговорки. Отговорки, которые дети придумывают сами, тоже часть социальной ситуации дразнилок. Например, «Кто как обзывается, тот сам так называется», «Вышел зайчик из ворот, стало всё наоборот», «Обзывайся-обзывайся, без подружек оставайся», «Обзывайся, хоть охрипни, ничего ко мне не липнет».

     

    Драматизация (инсценирование, театрально-игровая деятельность, театрализованная игра, игра-драматизация) – театрализованное представление (или игра) по фольклорным и авторским художественным произведениям или их отрывкам с возможной импровизацией. Драматизация является одной из форм завершающего этапа восприятия ребёнком художественного произведения, так как ей предшествует чтение (рассказывание) и беседа с целью изучения отношения детей к персонажам, выяснения представлений дошкольников о внешности, движениях, характере героев. Значение драматизации в развитии личности дошкольника:

    1) Театральная деятельность воспитывает, развивает духовный потенциал, учит детей соотносить себя как с положительным, так и отрицательным персонажем. Ребёнок не просто «проживает» различные ситуации, а учится выражать своё отношение к ним. Дошкольник играет роль человека или животного, в котором угадываются черты характера человека, и в последствии переносит это поведение в реальную жизнь. Драматизация – чаще всего коллективная деятельность, в которой дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, распределять роли.

    2) Драматизация снимает стресс, раскрепощает, развивает уверенность ребёнка в себе путём назначения на главные роли детей наиболее робких, застенчивых, с речевыми трудностями.

    3) Драматизация стимулирует творческую активность, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, оформлять декорации, рисовать, изготавливать костюмы и маски, делать аппликации, лепить). Через создание мнимых, воображаемых ситуаций развивается фантазия, образное мышление детей. Учёные утверждают, что в драматизации воображение развивается легче, чем даже в изодеятельности.

    4) Заучивание ролевых текстов развивает память.

    5) Драматизация способствует всестороннему развитию речи дошкольников. Развивается монологическая и диалогическая форма связной речи, формируется эмоциональность, выразительность речи (в младшем возрасте дети учатся произносить фразы с различной интонацией, чёткой артикуляцией, хорошей дикцией; в среднем возрасте пополняют лексикон пословицами), формируется невербальная речь (мимика, жесты, движения, взгляды). Уже в младшем возрасте дети учатся имитировать характерные движения сказочных животных.

    Драматизацию подразделяют (по П.С. Фурминой) на непредметную (в роли персонажей выступают дети) и предметную (театр пальчиковый, петрушек, марионеток, кукольный, плоскостной, теневой, на фланелеграфе, би-ба-бо, настольный: игрушек и картинок).

    Непредметная драматизация (инсценирование) проводится со всеми детьми без специального отбора. Оптимально делить группу на два состава, чтобы была возможность заменить отсутствующих. В младшем возрасте роли распределяет воспитатель, в старшем – коллективно. Обычно занятия проводят 2 раза в неделю (утром или вечером) в музыкальном зале с музыкальным сопровождением. Продолжительность занятий в младшей группе примерно 15–20 минут, в средней 20–25 минут, в старшей 25–30 минут. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора».

    Необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций к организации театральных занятий:

    1) Педагог должен быть подготовленным и заинтересованным, уметь выразительно читать и рассказывать.

    2) Включать в занятия разнообразные по тематике произведения и методы работы с ними, организовывать драматизации с присутствием зрителей.

    3) Внимательно выслушивать ответы и предложения детей. Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажами.

    4) Предоставлять возможность всем детям попробовать себя в понравившейся роли.

    5) Спрашивать, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше.

    6) Предоставлять детям возможность импровизировать, разыгрывать сюжет без предварительной подготовки, самостоятельно включаться в театрализованные игры. Показывать поведение от имени героев не рекомендуется (Н.С. Старжинская), чтобы не сдерживать самостоятельность.

    7) В заключение вызывать у детей положительные эмоции различными способами.

    8) Привлекать детей к дополнительной художественно-творческой деятельности (рисование, аппликации, лепка по теме произведения, изготовление декораций, костюмов, масок).

     

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.