Художественные ремёсла народов Приамурья. Ковры
Орнамент на бесконечно разнообразных по композиции нанайских и ульчских коврах передаёт неповторимую красоту
узоров малых народов Приамурья. В жилище охотника и рыбака такой ковёр переливался всеми цветами радуги,
пробуждая нетерпение астречи с весной и о щедрых дарах золотой амурской осени.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья".
КОВРЫ
В настоящее время во многих нанайских и ульчских домах можно увидеть на стенах ковры — целые орнаментальные композиции, изготовленные из тканей способом аппликации, реже — вышитые. В прошлом ковров у народов Амура не было, на стенах зимников и на широких нарах-лежанках можно было увидеть лишь циновки. Но зато постельные принадлежности — тканевые тюфяки, одеяла, подушки — делали орнаментированными.
В центре тюфяка на его лицевой стороне обычно нашивали большой декоративный квадрат из ткани, украшенный орнаментом (аппликация). Две орнаментированные полосы, более узкие, пришивали на концах тюфяка (иногда у одного конца). Определенным образом украшали и тканевые (на вате) одеяла. Их лицевую орнаментированную сторону разделяли на две неравные части: на меньшую, обращенную к голове спящего, нашивали орнаментированную полосу шириной 25—30 см, орнаменты выполняли аппликацией из более мелких форм, а все остальное поле лицевой части одеяла обычно разделяли на равные квадраты, в каждом помещали крупный элемент орнамента (в той же технике); причем в этих квадратах помещали всего два — четыре орнаментальных мотива, чередовавшихся между собой. Старинные подушки по форме напоминали четырехгранный диванный валик длиной около метра. На него надевали тканевый чехол, украшенный орнаментом с одной или со всех четырех сторон. Кроме того, орнаментом украшали и поперечные грани подушки.
Цветовые сочетания в орнаментах на постельных принадлежностях были разнообразны: на подушках чаще всего это были красный, черный и белый; на одеялах и тюфяках — голубой, желтый, коричневый и другие цвета.
Мастерицы отлично владели техникой аппликации. Орнаментированные композиции на одеялах и тюфяках можно считать предшественниками современных настенных ковров. Об этом свидетельствует и техника аппликации на тех и других изделиях (заделка края аппликации с помощью полосок белой ткани), и квадратная форма многих наиболее ранних ковров; по существу, такой настенный ковер — лишь увеличенный в размерах орнаментированный квадрат со свадебного тюфяка.
Современные настенные ковры имеют обычно длину кровати, ширину около полутора метров. Их изготовляют из однотонных хлопчатобумажных тканей (сатина и др.). На белом или ином фоне центрального поля — основной части ковра — располагают элементы орнамента, как правило, следующим образом. В середине — квадрат со сторонами, параллельными краям ковра, либо два квадрата (иногда их ставили на угол — ромб), либо другие фигуры. Пространство по углам между квадратом или ромбом и каймой, которая идет по краям ковра, заполняют дополнительными орнаментальными элементами. Квадрат или ромб представляет собой своеобразную, в амурском стиле розетку с тончайшей разработкой деталей. Хорошие мастерицы сами придумывают узоры. Красота и многообразие этих маленьких композиций бесконечны. Из огромного числа ульчских и нанайских ковров невозможно найти двух одинаковых. Искусству создавать новые и новые вариации орнамента в едином амурском стиле учатся с детских лет.
Некоторые мастерицы все поле ковра, как и на старинных одеялах, разбивают на квадраты, в которых помещают различные повторяющиеся крупные элементы орнамента.
Ульчские мастерицы с помощью аппликации шьют ковры и с оригинальными предметными рисунками например, в центре - два крупных, симметрично (зеркально) расположенных изображения птицы (внутренняя часть этих крупных изображений детально разработана как самостоятельная орнаментальная композиция) либо четыре фигуры необыкновенно изогнутых (наподобие завитков) рыб. Пространство между этими элементами и каймой заполнено дополнительными узорами .
Цветовое решение ковра может быть самым различным. Фон может быть светлым или темным, соответственно решается и колорит узоров. В большинстве случаев кайма бывает более темной, чем центральная часть ковра, но и это не обязательно .
Техника аппликации на коврах (и других изделиях), разрабатывавшаяся в течение длительного времени, достаточно устойчива. Крупные элементы орнамента для аппликации на ковре вырезают с помощью трафаретов из тонких пластов бересты или рыбьей кожи. Ткань, из которой вырезают элементы орнамента, подкрахмаливают, приклеивают к ней с изнанки бумагу, чтобы придать ей необходимую жесткость. После этого на лицевшо сторону ткани накладывают трафарет узора, маленьким костяным ножичком, сильно надавливая, обводят его контуры и затем по ним вырезают. Чрезвычайно трудоемкой была работа по оторочке обоих краев аппликации узкими полосками белой ткани так, чтобы снаружи виднелся лишь узкий кантик, не шире 1 мм. Узкие полоски белой плотной ткани нарезали по косой нитке. Край белой полоски накладывали с лицевой стороны на край узора и пришивали по всей прихотливой его линии. После этого оторочку (белую полоску) отгибали книзу и приклеивали рыбьим клеем по краю аппликации уже с изнанки. Так же оторачивали второй край того же узора. Готовый окантованный элемент орнамента приклеивали и слегка пришивали к основному фону ковра.
В последние 20—30 лет такой техникой отделки аппликации мастерицы, как правило, почти не пользуются. В настоящее время применяются иные способы отделки краев и прикрепления аппликации к основе: 1) край аппликации обметывают с обеих сторон швом «через край», при этом прихватывают и саму основу — материал, на который нашивают узор; 2) края узора отделывают с обеих сторон швом сиулэмэ, раньше это делали шелковыми, теперь нитками мулине; 3) края узора обклеивают узкой (1 мм) полоской бумаги или рыбьей кожи, которую плотно обметывают тонким цветным шелком так, что образовывается плотный валик — гладь по настилу.
Некоторые мастерицы вышивают ковры на хлопчатобумажной основе, применяя те же швы, что и при орнаментации одежды. Обычно вышивают только центральную часть ковра,а кайму выполняют аппликацией.
Нанайские и ульчские мастерицы очень редко делают ковры, по рисунку они совсем не похожи на те, о которых мы только что рассказали .
Некоторые нанайские мастерицы делали в прошлом и делают сейчас небольшие коврики в технике мозаики, используя кусочки различного меха.
*
За годы Советской власти коренным образом изменились условия существования, быт, потребности, сознание — вся жизнь народов Приамурья. Ушли в прошлое старинные зимники с нарами-лежанками. В новых домах жители пользуются всеми современными удобствами, появилась новая мебель, стеклянная и фарфоровая посуда. Естественно, что многие старинные народные ремесла стали забываться. И то, что в прошлом умел сделать почти каждый житель этого края, теперь осталось в руках немногих мастеров, хотя именно в последнее время число их растет. Возросший уровень общей культурынаселения, любовь к своей Родине, родному Амуру — все это вызывает интерес подрастающего поколения к своей истории, быту, культуре. Сохранить и дать толчок к дальнейшему развитию декоративного народного искусства народов Приамурья одна из задач современной национальной школы.
В каждом селении имеются мастера, владеющие секретами старинных ремесел, умеющие создавать новые орнаменты в традиционном стиле. Современные мастера — это творческие люди, настоящие энтузиасты своего дела. Их имена произносят с большим уважением, многие из них имеют звание «народный художник РСФСР».
Прекрасным резчиком по дереву был нанаец Колбо Никитович Бельды, выделявшийся своим мастерством среди жителей многих нанайских Селений, удостоенный звания «народный5 художник РСФСР». Он был мастере м на все руки: мог построить дом, сделать лодку, нарты, лыжи, сетку, но особенно хороши были его изделия из лозы, из бересты. В настоящее время изделия К. П. Бельды хранятся у его родственников и друзей, многие, в том числе скульптура — изображение нанайца и нанайки в традиционной одежде, — находятся в хабаровском музее, в Дальневосточном художественном фонде.
Следует также особо выделить мастеров нанайцев, ульчей, удэгейцев, таких, как Ч. Э. Киле, Т. П. Бельды, О. Л. Росугбу, Н. К. Ходжер, К. Т. Кимонко и др. Все они, как это водилось исстари, с детских лет посвятили себя любимому искусству, многого добились, делая с безупречным вкусом халаты, ковры, обувь и другие предметы, радующие людей своей красотой, исключительным совершенством.
Воспитать достойную смену этим мастерам старшего поколения — задача органов народного образования.
Сохранение и развитие амурских прикладных декоративных ремесел возможно через школы. Основы ремесла нужно закладывать в детях в период их учебы, как раньше это делалось во всех семьях. В ульчском селении Булава несколько лет назад открылась художественная школа, в которой преподают представители национальной интеллигенции, имеющие специальное образование. Но для более широкого распространения художественных ремесел среди населения возможно обучение им на уроках труда с непременным привлечением к преподаванию старых мастеров-художников, живущих поблизости.
Опытные мастерицы научат девочек искусству вышивки, аппликации, обучат их различным традиционным швам, искусству видеть, создавать на ткани традиционные рисунки, а затем самим придумывать новые орнаменты. Девочек рекомендуется обучать этому, как было исстари, с 8 — 9 лет. И мальчиков и девочек можно обучать плетению и изготовлению берестяных и деревянных изделий с III—IV классов, а к сбору материалов для этих изделий привлекать с V—VI классов.
Очень важно в школе наладить сбор необходимых материалов — прутьев растения вэчэнгкурэ, корней тальника (для плетения корзин, блюд, тарелок, сухарниц), бересты, идущей на корзиночки, блюда, коробочки и т. п. Собирать такие материалы нужно под руководством местных мастеров: они покажут места, где растут эти растения, укажут сроки сбора, помогут правильно снять небольшие пластины бересты, обработать весь этот материал должным образом, а потом покажут и основные приемы работы по изготовлению разных предметов из этих материалов.
Большую роль в эстетическом и патриотическом воспитании школьников играет создание сельских или школьных этнографических музеев. В качестве примеров можно отметить уже созданные музеи в нанайских селениях Кондон, Найхин, а также в Троицком. В двух последних они существуют при школах, но школьники приняли участие и в создании кондонского сельского музея. Особенно полным и интересным является именно последний. Он может быть своего рода образцом для всех желающих создать у себя аналогичные музеи. Здесь собрано и хорошо экспонировано множество предметов старинного нанайского быта: орудия рыболовства, охоты, всевозможная домашняя утварь, обувь и одежда (халаты из рыбьей кожи, расшитые нагрудники, охотничьи фартуки и шапочки, культовая скульптура и т. п.).
Прекрасный краеведческий музей создан ребятами в школе № 45 г. Комсомольска-на-Амуре.
Серьезная этнографическая и фольклорная работа проведена на Сахалине, в селениях, где живут малые народы Севера — нивхи, ороки, эвенки. Здесь при активном участии школьников созданы краев^едч-еск&е и этнографические музеи в школах. Школьники ежегодно проводят экспедиции, собирают предметы, характеризующие старинный быт местного коренного населения, их фольклор.
Школьники из села Ноглики, в котором более 10 лет назад был создан школьный краеведческий музей и где было собрано свыше 2,5 тысяч экспонатов, участвовали во Второй Всероссийской конференции краеведов, а затем в Первом фестивале юных следопытов-этнографов школ РСФСР в г. Орджоникидзе в 1967 году, где они выступали с докладами. На этом же фестивале выступали юные этнографы — ульчи, нанайцы, удэгейцы из селений Булава, Найхин, Сикачи-Алян и др. Всего в этом фестивале участвовало 33 школьника с Дальнего Востока.
"Ремёсла земли Дерсу"
Источники.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л., 1971.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л., 1975.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Б ого раз В. Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Л., 1939.
Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л., 1965.
Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Василевич Г. Н. Эвенки. М., 1969.
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. М., 1974.
В д о в и н И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., 1965.
В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Г у р в и ч' И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М-—Л., 1966.
Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.
Турвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки. Магадан, 1969.
Диков -Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л., 1963.
Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.
Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М., 1979.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
История и культура народов севера Дальнего Востока. М., 1967.
Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980:
Ларькия В. Г. Орочи. М., 1964.
Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан, 1970.
Меновщиков Г. А. Эскимосы. Магадан, 1961.
М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М., 1976.
Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда, 1978, № 1.
Одежда народов Сибири. Л., 1970.
О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних культур. М., 1951.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск, 1964.
Патачакова К. М. Культура и быт хакасов. Абакан, 1958.
П о т а п о в И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.
П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коряков, ительменов. — В кн.: Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Радуга на снегу. М., 1972.
Северные россыпи. Салехард, 1964.
Симченко К. Б. Культура охотников на оленя Северной Евразии. М., 1976.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смоляк А. В. Ульчи. М.. 1966.
Таксами Ч. М. Нивхи. Л., 1967.
Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. Магадан, 1967.
Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л., 1966.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".