Главные вкладки

    Художественные ремёсла народов Приамурья. Ковры

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

     

    Орнамент на  бесконечно разнообразных по  композиции нанайских и ульчских коврах передаёт неповторимую красоту

    узоров  малых  народов Приамурья. В жилище  охотника  и  рыбака  такой  ковёр  переливался  всеми  цветами  радуги,

    пробуждая  нетерпение  астречи  с  весной  и о щедрых  дарах  золотой  амурской  осени.

     

    ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья".

     КОВРЫ

           В настоящее время во многих нанай­ских и ульчских домах можно увидеть на стенах ковры — целые орнаменталь­ные композиции, изготовленные из тканей способом аппликации, реже — вышитые. В прошлом ковров у народов Амура не было, на стенах зимников и на широких нарах-лежанках можно было увидеть лишь циновки. Но зато постельные принадлежности — ткане­вые тюфяки, одеяла, подушки — делали орнаментированными.

           В центре тюфяка на его лицевой стороне обычно нашивали большой де­коративный квадрат из ткани, укра­шенный орнаментом (аппликация). Две орнаментированные полосы, более узкие, пришивали на концах тюфяка (иногда у  одного конца).   Определенным образом украшали и тканевые (на вате) одеяла. Их лицевую орнаменти­рованную сторону разделяли на две неравные части: на меньшую, обра­щенную к голове спящего, нашивали орнаментированную полосу шириной 25—30 см, орнаменты выполняли аппликацией из более мелких форм, а все остальное поле лицевой части одеяла обычно разделяли на равные квадраты, в каждом помещали крупный элемент орнамента (в той же технике); причем в этих квадратах помещали все­го два — четыре орнаментальных мо­тива, чередовавшихся между собой. Старинные подушки по фор­ме напоминали четырехгранный ди­ванный валик длиной около метра. На него надевали тканевый чехол, укра­шенный орнаментом с одной или со всех четырех сторон. Кроме того, орна­ментом украшали и поперечные грани подушки.

           Цветовые сочетания в орнаментах на постельных принадлежностях были разнообразны: на подушках чаще всего это были красный, черный и белый; на одеялах и тюфяках — голубой, желтый, коричневый и другие цвета.

           Мастерицы отлично владели техни­кой аппликации. Орнаментированные композиции на одеялах и тюфяках мож­но считать предшественниками со­временных настенных ковров. Об этом свидетельствует и техника апплика­ции   на   тех   и   других   изделиях   (заделка края аппликации с помощью полосок белой ткани), и квадратная форма многих наиболее ранних ковров; по существу, такой настенный ковер — лишь увеличенный в размерах орна­ментированный квадрат со свадебного тюфяка.

           Современные настенные ковры име­ют обычно длину кровати, ширину око­ло полутора метров. Их изготовляют из однотонных хлопчатобумажных тканей (сатина и др.). На белом или ином фо­не центрального поля — основной части ковра — располагают элементы орна­мента, как правило, следующим обра­зом. В середине — квадрат со сторона­ми, параллельными краям ковра, либо два квадрата (иногда их ставили на угол — ромб), либо другие фигуры. Пространство по углам между квадра­том или ромбом и каймой, которая идет по краям ковра, заполняют дополни­тельными орнаментальными элемента­ми. Квадрат или ромб представляет со­бой своеобразную, в амурском сти­ле   розетку   с   тончайшей   разработкой деталей. Хорошие мастерицы сами при­думывают узоры. Красота и многообра­зие этих маленьких композиций бес­конечны. Из огромного числа ульчских и нанайских ковров не­возможно найти двух одинаковых. Ис­кусству создавать новые и новые ва­риации орнамента в едином амурском стиле учатся с детских лет.

           Некоторые мастерицы все поле ков­ра, как и на старинных одеялах, раз­бивают на квадраты, в которых помеща­ют различные повторяющиеся крупные элементы орнамента.

     

           Ульчские мастерицы с помощью аппликации шьют ковры и с ориги­нальными предметными рисунками например, в центре - два крупных, симметрично (зеркально) расположен­ных изображения птицы (внутренняя часть этих крупных изображений де­тально разработана как самостоятель­ная орнаментальная композиция) либо четыре фигуры необыкновенно изо­гнутых (наподобие завитков) рыб. Пространство между этими элементами и каймой заполнено дополнительными узорами .

           Цветовое решение ковра может быть самым различным. Фон может быть светлым или темным, соответственно решается и колорит узоров. В большин­стве случаев кайма бывает более тем­ной, чем центральная часть ковра, но и это не обязательно .

           Техника аппликации на коврах (и других изделиях), разрабатывавшаяся в течение длительного времени, до­статочно устойчива. Крупные элементы орнамента для аппликации на ковре вырезают с помощью трафаретов из тонких пластов бересты или рыбьей кожи. Ткань, из которой вырезают эле­менты орнамента, подкрахмаливают, приклеивают к ней с изнанки бумагу, чтобы  придать  ей необходимую жесткость. После этого на лицевшо сторону ткани накладывают трафарет узора, маленьким костяным ножичком, сильно надавливая, обводят его контуры и затем по ним вырезают. Чрезвычайно трудоемкой была ра­бота по оторочке обоих краев аппли­кации узкими полосками белой тка­ни так, чтобы снаружи виднелся лишь узкий кантик, не шире 1 мм. Уз­кие полоски белой плотной ткани наре­зали по косой нитке. Край белой по­лоски накладывали с лицевой стороны на край узора и пришивали по всей прихотливой его линии. После этого оторочку (белую полоску) отгибали книзу и приклеивали рыбьим клеем по краю аппликации уже с изнанки. Так же оторачивали второй край того же узора. Готовый окантованный элемент орнамента приклеивали и слегка при­шивали к основному фону ковра.

     

           В последние 20—30 лет такой тех­никой отделки аппликации мастерицы, как правило, почти не пользуются. В настоящее время применяются иные способы отделки краев и прикрепления аппликации к основе: 1) край апплика­ции обметывают с обеих сторон швом «через край», при этом прихватывают и саму основу — материал, на который нашивают узор; 2) края узора отделы­вают с обеих сторон швом сиулэмэ, раньше это делали шелковыми, теперь нитками мулине; 3) края узора обклеи­вают узкой (1 мм) полоской бумаги или рыбьей кожи, которую плотно об­метывают тонким цветным шелком так, что образовывается плотный валик — гладь по настилу.

           Некоторые мастерицы вышивают ковры на хлопчатобумажной основе, применяя те же швы, что и при орна­ментации одежды. Обычно вышивают только     центральную     часть     ковра,а кайму выполняют аппликацией.

           Нанайские и ульчские мастерицы очень редко делают ковры, по рисунку они совсем не похожи на те, о которых мы только что рассказали .

           Некоторые нанайские мастерицы делали в прошлом и делают сей­час небольшие коврики в технике мо­заики, используя кусочки различного меха.

    *

           За годы Советской власти коренным образом изменились условия существо­вания, быт, потребности, сознание — вся жизнь народов Приамурья. Ушли в прошлое старинные зимники с нара­ми-лежанками. В новых домах жители пользуются всеми современными удобствами,  появилась новая мебель, стеклянная  и фарфоровая посуда.  Естественно, что многие старинные народные ремесла   стали   забываться.   И   то,   что в прошлом умел сделать почти каждый житель этого  края,  теперь осталось в руках немногих мастеров, хотя именно в   последнее   время   число   их   растет. Возросший   уровень   общей   культурынаселения, любовь к своей Родине, родному Амуру — все это вызывает интерес подрастающего поколения к своей истории, быту, культуре. Со­хранить и дать толчок к дальнейшему развитию декоративного народного ис­кусства народов Приамурья одна из за­дач современной национальной школы.

           В каждом селении имеются масте­ра, владеющие секретами старинных ремесел, умеющие создавать новые ор­наменты в традиционном стиле. Со­временные мастера — это творческие люди, настоящие энтузиасты своего дела. Их имена произносят с большим уважением, многие из них имеют звание  «народный художник РСФСР».

           Прекрасным резчиком по дереву был нанаец Колбо Никитович Бельды, выделявшийся своим мастерством среди жителей многих нанайских Селений, удостоенный звания «народ­ный5 художник РСФСР». Он был мас­тере м на все руки: мог построить дом,    сделать    лодку,    нарты,    лыжи, сетку, но особенно хороши были его изделия из лозы, из бересты. В на­стоящее время изделия К. П. Бельды хранятся у его родственников и дру­зей, многие, в том числе скульптура — изображение нанайца и нанайки в тра­диционной одежде, — находятся в ха­баровском музее, в Дальневосточном художественном фонде.

           Следует также особо выделить ма­стеров нанайцев, ульчей, удэгейцев, таких, как Ч. Э. Киле, Т. П. Бельды, О. Л. Росугбу, Н. К. Ходжер,  К. Т. Кимонко и др. Все они, как это водилось исстари, с детских лет посвятили себя любимому искусству, многого доби­лись, делая с безупречным вкусом ха­латы, ковры, обувь и другие предметы, радующие людей своей красотой, ис­ключительным совершенством.

           Воспитать достойную смену этим мастерам старшего поколения — задача органов народного образования.

           Сохранение и развитие амурских прикладных декоративных ремесел возможно через школы. Основы ремес­ла нужно закладывать в детях в период их учебы, как раньше это делалось во всех семьях. В ульчском селении Була­ва несколько лет назад открылась ху­дожественная школа, в которой препо­дают представители национальной ин­теллигенции, имеющие специальное образование. Но для более широкого распространения художественных ре­месел среди населения возможно об­учение им на уроках труда с непремен­ным привлечением к преподаванию старых мастеров-художников, живу­щих поблизости.

           Опытные мастерицы научат девочек искусству вышивки, аппликации, об­учат их различным традиционным швам, искусству видеть, создавать на ткани традиционные рисунки, а затем самим придумывать новые орнаменты. Девочек рекомендуется обучать этому, как было исстари, с 8 — 9 лет. И маль­чиков и девочек можно обучать пле­тению и изготовлению берестяных и деревянных изделий с III—IV клас­сов, а к сбору материалов для этих из­делий привлекать с V—VI классов.

           Очень важно в школе наладить сбор необходимых материалов — прутьев растения вэчэнгкурэ, корней тальника (для плетения корзин, блюд, тарелок, сухарниц), бересты, идущей на корзи­ночки, блюда, коробочки и т. п. Соби­рать такие материалы нужно под руко­водством местных мастеров: они пока­жут места, где растут эти растения, укажут сроки сбора, помогут правиль­но снять небольшие пластины бересты, обработать весь этот материал долж­ным образом, а потом покажут и основ­ные приемы работы по изготовлению разных предметов из этих материа­лов.

           Большую роль в эстетическом и пат­риотическом воспитании школьников играет  создание сельских  или  школьных этнографических музеев. В каче­стве примеров можно отметить уже со­зданные музеи в нанайских селениях Кондон, Найхин, а также в Троицком. В двух последних они существуют при школах, но школьники приняли уча­стие и в создании кондонского сельско­го музея. Особенно полным и интерес­ным является именно последний. Он может быть своего рода образцом для всех желающих создать у себя анало­гичные музеи. Здесь собрано и хорошо экспонировано множество предметов старинного нанайского быта: орудия рыболовства, охоты, всевозможная до­машняя утварь, обувь и одежда (хала­ты из рыбьей кожи, расшитые нагруд­ники, охотничьи фартуки и шапочки, культовая скульптура и т. п.).

           Прекрасный краеведческий музей создан ребятами в школе № 45 г. Ком­сомольска-на-Амуре.

             Серьезная этнографическая и фоль­клорная работа проведена на Сахалине, в селениях, где живут малые народы Севера — нивхи, ороки, эвенки. Здесь при активном участии школьников со­зданы краев^едч-еск&е и этнографиче­ские музеи в школах. Школьники еже­годно проводят экспедиции, собирают предметы, характеризующие старин­ный быт местного коренного населения, их фольклор.

           Школьники из села Ноглики, в ко­тором более 10 лет назад был создан школьный краеведческий музей и где было собрано свыше 2,5 тысяч экспо­натов, участвовали во Второй Всерос­сийской конференции краеведов, а за­тем в Первом фестивале юных следо­пытов-этнографов школ РСФСР в г. Орджоникидзе в 1967 году, где они выступали с докладами. На этом же фестивале выступали юные этногра­фы — ульчи, нанайцы, удэгейцы из селений Булава, Найхин, Сикачи-Алян и др. Всего в этом фестивале участ­вовало 33 школьника с Дальнего Востока.

     

     

    "Ремёсла земли Дерсу"

     

           Источники.

    Сельскому  учителю о  народных  художественных  ремеслах   Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.

     

           Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

         Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л.,   1971.                                             

         Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.

         Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Про­блемы этнической истории Берингоморья. М.,  1975.

          Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л.,  1975.

          Богатырев П. Г. Вопросы теории на­родного искусства.  М.,  1971.

      Б ого раз В.  Г. Чукчи. Ч.  I. Л.,  1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч.  II. Л.,  1939.

    Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л.,  1965.

    Вадецкая Э. Б. Древние идолы Ени­сея. Л.,  1967.

    Василевич Г. Н. Эвенки.  М.,  1969.

          Василенко В. М. Избранные труды о на­родном творчестве X—XX веков. М., 1974.

          В д о в и н И. С. Очерки истории и этногра­фии чукчей. М.,  1965.

          В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л.,  1973.

          Г у р в и ч' И. С. Этническая история севе­ро-востока Сибири. М-—Л.,  1966.

          Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.

          Турвич И. С. Культура северных яку­тов-оленеводов. М.,  1977.

          Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки.  Магадан,   1969.

          Диков -Н. Н. Наскальные загадки древ­ней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.

          Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л.,  1963.

          Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.

          Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М.,  1979.

          Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.,  1961.

          История и культура народов севера Даль­него Востока.  М.,  1967.

          Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Даль­него Востока. М.,  1980:

    Ларькия В.  Г. Орочи. М.,  1964.

          Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан,  1970.

           Меновщиков Г. А. Эскимосы. Мага­дан,  1961.

          М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М.,  1976.

          Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда,  1978, №  1.

    Одежда народов  Сибири. Л.,  1970.

          О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних  культур.  М.,   1951.

          Окладников А. П. Утро искусства. Л.,   1967.

          Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Ново­сибирск,   1964.

          Патачакова К. М. Культура и быт ха­касов.  Абакан,  1958.

          П о т а п о в И. А. Якутская народная резь­ба по дереву. Якутск,  1972.

          П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коря­ков, ительменов. — В кн.: Материальная куль­тура народов Сибири и Севера. Л.,  1976.

    Радуга  на снегу.  М.,   1972.

    Северные россыпи.  Салехард,  1964.

          Симченко К. Б. Культура охотников на оленя Северной Евразии.  М.,   1976.

          Сказки и мифы народов Чукотки и Кам­чатки.  М.,   1974.

    Смоляк А. В. Ульчи.   М..  1966.

    Таксами Ч.  М.  Нивхи. Л.,  1967.

          Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость.  Магадан,  1967.

          Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях.   М.,   1969.

    Хомич Л. В. Ненцы.  М.-Л.,  1966.

     

           Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".