Главные вкладки

    Технологии развития мелкой моторики

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. По­скольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

           У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

           Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

    а)упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

    б)игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

    в)пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

    г)игры и действия с предметами — на физкультур­ных занятиях.

           В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

           Можно рекомендовать следующие эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

           1. Кинезитерапия

           От греч. kinesis — движение, therapia — лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

           Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, — с другой.

     

    Кинезиологические упражнения с детьми.

     

           «Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

           «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом— левой, затем— двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

            «Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

           «Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

           «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

           «Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами К себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После того одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

           «Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

           «Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

           «Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

           «Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

           «Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

           «Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

           «Умывание лица». Приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

           «Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

           «Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала в одном направлении, затем в разном), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

           «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

     

    Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос".

     

           «Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

           «Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

           «Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ­ленные.

           «Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

           «Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

           «Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

     

    Развитие межполушарного взаимодействия у детей с нарушением зрения методом кинезиологии

     

           2. Гидрогимнастика

           Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажеров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

     

    Развивающие игры с водой.

     

           3. Су-джок терапия

    Су - джок терапия (обучающий видеокурс)

    Су - джок терапия в логопедической работе.

           Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

     

    Су - джок терапия 1 часть.                 Су - джок терапия 2 часть.

     

    Су  - джок терапия 3 часть.

           На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма.

           При ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней — движение и работа.

           Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

           Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно

           На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

           Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.

           Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

           В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

           Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

           Массаж можно осуществлять семенами, массажёра­ми (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.)

           Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.

           Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

           При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

           Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает использование массажёров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

     

    Массажные мячики Су - джок.

     

           «Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

           «Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

           «Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

           «Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

           «Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

           «Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

           «Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

           «Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

     

           4. Японская методика пальцевого массажа

           Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.

           Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опре­деленный орган:

    -массаж большого пальца повышает активность мозга;

    -массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

    -массаж среднего пальца улучшает работу кишечника; » массаж безымянного пальца стимулирует печень;

    -массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напря­жение.

           Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

    Японский ученый Йосиро Цуцуми  разработал систе­му упражнений для самомассажа.

           Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медлен­но поднимаются к основанию. Такой массаж желатель­но сопровождать веселыми рифмовками.

           Массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шарика­ми «марблс». Их нужно:

    -вертеть в руках;

    -щелкать по ним пальцами;

    -«стрелять»;

    -направлять в специальные желобки и лунки-отвер­стия, состязаться в точности попадания.

           Массаж грецкими орехами:

    -катать два ореха между ладонями;

    -один орех прокатывать между пальцами;

    -удерживать несколько орехов между растопыренны­ми пальцами ведущей руки и обеих рук.

           Массаж шестигранными карандашами:

    -пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

    -удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

    Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

     

    Массаж карандашами.

           5. Игровые упражнения

           Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счет­ными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т.д., например:

     

    Развивающие игры со счётными палочками.

     

    Игры с прищепками.

           Оборудование: пуговицы.

           Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

     

    Игры с пуговицами. Часть 1.

     

    Игры с пуговицами. Часть 2.

           Оборудование: разноцветные скрепки.

           Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величи­не; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавли­вать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

           Оборудование: использованная фотопленка. Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

           Оборудование: вата.

           Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

            Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

           Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулон­чики; рассматривать предметы через ленты разного цве­та; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фла­нелевой основе; мастерить кукол из нитей.

     

    Развивающие игры со шнурками для развития мелкой моторики.

     

           Оборудование: пустые деревянные катушки.

           Содержание выполняемых действий: нанизывать ка­тушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между паль­цами; надев катушку на палочку, катать по столу; го­нять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катуш­ке; наматывать на катушки разноцветные нити.

           Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

           Содержание выполняемых действий: подбирать гай­ку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки вин­тики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длин­ные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

     

    Развивающие игры с гайками, шурупами для развития мелкой моторики.

     

           Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

           Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; со­ставлять из всех видов семян композиции на листе с пла­стилиновой основой.

     

    Игры с крупами.

           Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.

           Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.

           Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

           Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

     

    Песочная терапия для развития мелкой моторики рук у детей.

     

           Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, напол­ненная горохом.

           Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

     

    Игры в "сухом бассейне".

           Оборудование: веревки капроновые плетеные.

           Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

           Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

           Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

     

           Литература.

    Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .