Дидактический материал к лексической теме "Русская традиционная культура. Народные праздники и традиции ..."

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Традиция - это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.
Виктор Кротов

       В учебно - методическом комплекте  представлены беседы и дидактические  игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ  ... ... ...", направленные на ознакомление детей дошкольного возраста с семейными  русскими обрядами и обычаями в быту и на праздниках, так и  на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей  дошкольного возраста.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям  и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Н. В. Алёшиной, П. П. Блонского, Т. С. Шацкого, Н. П. Сакулиной, Ю. В. Максимова, Р. Н. Смирновой Н.В. Ермолаевой, Т.Б. Митлянской и других, а также собственные методические разработки.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» (младная группа)

       Человека окружает много разных предметов. Одни из них ему щедро дарит природа, другие он делает сам. Чтобы человеку было тепло, он строит жилище. Первое жилище, в котором жил рус­ский человек, называлось избой. Избу строили из дерева. Чтобы в ней было светло, в ее стенах прорубали окошки, а чтобы было тепло — делали печь. В ней готовили еду: кашу, щи, пироги и др.

       Ели за столом, сидя на лавках. Стол и лавки делали большими, чтобы поместилась вся семья. Лавки и стол изготовляли из дере­ва. На больших лавках не только сидели, но и спали. Маленькие дети спали в колыбели. Для того чтобы они заснули, ее качали и пели колыбельные песенки.

       Еда у людей была очень простая. В огороде выращивали ово­щи: репу, морковь, капусту, картошку, горох. В лесу собирали раз­ные ягоды: клюкву, рябину, землянику, чернику. Из них варили варенье. Еду готовили в печке (в чугунах, горшках). Пользовались ухватом, чтобы не обжигать руки. Ели люди деревянными ложка­ми из мисок, пили из ковша, воду грели на печке или в самоваре.

       Кроме людей в избе жили животные. В каждой семье был кот, который ловил мышей, убаюкивал детей своим мурлыканьем. Во дворе жила корова, она давала вкусное и полезное молоко.

      Взрослые очень заботились о детях: делали им игрушки из де­рева и тряпок (животные, кукла), придумывали сказки («Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса»), песенки, пестушки, потешки («Петушок — золотой гребешок», «Идет коза рогатая», «Половицу курочка но­жичком скребет», «Фока воду кипятит и как зеркало блестит», «Водичка, водичка, умой мое личико»), рассказывали потешки, пестушки, пели песни.

       Взрослые много работали в поле, огороде, доме: сами выра­щивали и собирали урожай, шили одежду, готовили еду, строили избы, ухаживали за домашними животными. В перерывах между работой они устраивали праздники, отдыхали. Зимой празднова­ли Новый год, весной провожали зиму, сжигали Масленицу, встре­чали птиц. Каждый праздник был особенным. На Новый год укра­шали елку, на Масленицу пекли блины. Во время праздников люди веселились: пели песни, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах (рожок, свистулька, бубен, гусли, балалайка).

       Показатели развития                                          

       К четырем годам ребенок:

      - владеет первоначальными представлениями о некоторых предметах бытах русской традиционной культуры: жилище (изба); его устройство (пол, стены, потолок, крыша, окна), предметы быта (печь, стол, лавки, колыбель), домашняя утварь, посуда (миска, горшок, ложка, самовар); домашние животные (кошка, корова, петух); музыкальные инструменты (свистулька, рожок, бубен, гусли, балалайка); праздники (Новый год, Масленица); игруш­ки (матрешка, лошадка, кукла); песни, потешки, сказки; кухня (пельмени, пироги, варенье, чай, молоко); овощи, ягоды;

       - различает и называет обозначенные атрибуты и некоторые их функции в жизни и на картинках;

       - с удовольствием включается в обыгрывание потешек, пестушек, вождение хороводов, исполнение плясок, участвует в праздниках;

       - проявляет положительные эмоции при слушании русских на­родных сказок, мелодий;

       - отражает полученные впечатления в специально организо­ванной деятельности: изобразительной, речевой, музыкаль­ной, трудовой, игровой.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» (средняя группа)

       Избы, в которых раньше жили люди, окружались деревянным забором. Рядом с избой строили хлев, где жили домашние живот­ные, амбар, в котором хранили зерно, баню, куда ходили париться, мыться, стирать, колодец, где брали воду. Все то, что находилось вокруг избы и располагалось во дворе, называлось подворьем.

       Раньше люди редко что-то покупали. Многое из того, что им было необходимо, они делали своими руками. Люди сами стро­или избы. На это уходило много времени и сил. Сначала нужно было отыскать в лесу крепкие деревья, чтобы изба стояла долго и не разрушалась, затем — спилить деревья, обрубить ветки, доставить бревна (срубленные деревья без веток) к тому месту, где строили избу. Перевозили бревна на лошадях, потому что машин еще не было. Их складывали, плотно прижимая друг к другу, по­лучались стены. В стенах топором прорубали окна. Затем из до­сок делали потолок и крышу. Чтобы изба была красивая, ее окна украшали наличниками, приделывали к ним расписные ставни; к входу в избу пристраивали крыльцо. На строительство избы уходило много времени, одному человеку с этим нелегким делом справиться было сложно, поэтому на помощь приходили другие люди (родственники, соседи).
       Одежду и материал для нее люди в давние времена изготав­ливали сами. Ткань для одежды получали из растений (лен) и из шерсти животных (коза, овца). Для того чтобы сшить рубаху, че­ловеку сначала надо было посеять лен, дождаться, пока он вы­растет, собрать его, размять, вымочить, просушить, соткать ма­териал, раскроить его и сшить. Для получения шерстяных вещей стригли шерсть с животного, пряли ее, а затем вязали или ткали.

       Продукты, которые человек употреблял в пищу, появлялись на столе не сразу. Сначала нужно было вспахать землю, посадить или посеять клубни, семена; появившиеся из земли растения сле­довало поливать, окучивать; полученные плоды — выкапывать, собирать, бережно хранить.

       Чтобы работа получалась хорошо и быстро, люди придумали много инструментов: деревья пилили пилой, бревна рубили топо­ром, траву косили косой, пряли при помощи прялки и веретена.

       Человеку приходилось много трудиться. Природа помогала ему: из дерева делали дрова, чтобы топить печь, бревна, чтобы строить избы; из глины делали посуду, игрушки, свистульки; ягоды и грибы служили пищей; из растений готовили лечебные снадобья. С давних времен человек научился приручать диких животных и сделал их домашними: коровы и козы дают мясо и молоко, лошади помогают перевозить тяжелые грузы, куры, утки несут яйца; собаки охраняют дом, помогают на охоте. Человек благодарен природе за ее помощь, он бережет ее, слагает о ней песни, сказки, потешки («Наш козел», «Бычок — смоляной бо­чок», «Лисичка со скакалочкой»), украшает деревья к праздникам (Новый год, Троица), изображает ее в произведениях творчества (расписывает посуду, стены, мебель).

       Со временем в избе у человека стали появляться новые вещи: сундук, где хранились одежда, ткани, украшения; кровать, на которой спали; различная посуда (блюдо, ваза, чашка, кринка; ушат для хранения воды; веник для подметания мусора; туесок для ягод; кузовок для грибов). Человек старался украсить эти пред­меты: расписывал их разными узорами, вырезал листья, цветы, животных.

       Одежда со временем менялась: ворот и рукава у рубашки украшала вышивка; на головных уборах у женщин стали появ­ляться бусинки и бисер; пояса расшивались узорами. Для празд­ников люди шили нарядную (праздничную) одежду, для рабо­ты — повседневную (будничную). Женщины носили длинные рубахи, поверх которых надевали сарафаны; на голове — платок, кокошник или другой головной убор. Мужчины носили рубахи и порты. Одежду подвязывали поясом. Обувались мужчины и женщины в лапти. С давних времен женщины носили украше­ния: бусы, серьги. Зимой мужчины и женщины надевали теплые зипуны и валенки.

       В прежние времена люди очень любили праздники, долго к ним готовились и весело их встречали. Когда созревала капу­ста, из нее готовили различные кушанья (солили, делали пиро­ги, пельмени, варили щи) — отмечали праздник Капустки. По­сле Нового года праздновали Святки: колядовали, играли, пели песни, гадали. В конце зимы люди делали соломенное чучело Масленицы, катали его на санках, пекли блины, брали снежные крепости, играли в снежки, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, санях. Прощаясь с Масленицей, ее чучело сжигали на костре. Весну встречали закличками, зазывали птиц, пекли из теста жаворонков, отмечали праздник Сороки. Отмечали также Вербное воскресенье (Вербянку). Веточкой вербы прикасались к каждому, кому желали добра и счастья. На праздники готовили различные угощения: пекли пироги и блины, квасили капусту, мочили бруснику, клюкву, варили мед, пиво, кисель, пекли кули­чи, красили яйца.

       Показатели развития                                                            

       К пяти годам ребенок:

       — имеет дифференцированные представления об отдельных постройках подворья (изба, хлев, баня, амбар, колодец); об основных видах традиционного труда (строительство дома, выращивание и сбор урожая, приготовление еды, одежды); о предметах труда (топор, пила, прялка, веретено), быта (сундук, коромысло), посуды (кринка, блюдо, ваза, чашка, ушат, корчага), костюма (рубаха, сарафан, кофта, пояс, платок, ко­кошник, лапти, коты, сапоги, валенки, зипун); домашних жи­вотных (коза, корова, собака, лошадь, куры, гуси, утки); наци­ональной кухне (блины, пироги, щи, куличи, каша, мед, пиво, морс, кисель); народных праздниках (Капустки, Новый год, Святки, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье);

       - проявляет сопереживание, сочувствие, положительное от­ношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения;

       - устанавливает простейшие связи между благополучием чело­века и его отношением к природе, труду;

       - проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества;

       - с удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хо­роводы, слушает игру на народных инструментах;

       - стремится участвовать в традиционных праздниках;

       - проявляет интерес к ряжению в русские традиционные ко­стюмы;

       - бережно относится к окружающим предметам народного бы­та, костюма, произведениям народного творчества;

     - использует полученную информацию в специально органи­зованной и самостоятельной деятельности: изобразительной (лепка, рисование, аппликация предметов быта, растений, ово­щей, отдельных элементов узора), трудовой (приготовление морсов, салатов), конструктивной (строительство избы, колод­ца), музыкальной (исполнение народных песен, танцев, хоро­водов, слушание народной музыки), игровой (участие в хоро­водных, подвижных дидактических играх; включение ролей, использование сюжетов на темы русских народных сказок).

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» (старшая группа)

       Постройки, которые находились на подворье русского чело­века, имели определенное назначение. В избе люди жили, спали, готовили еду, отдыхали, встречали гостей. Когда на улице было тепло, отдыхали на крыльце. Для этого оно специально делалось широким, с лавками. Дверь в избу была низкой с высоким по­рогом, чтобы в дом не проникал холод с улицы. В старой русской избе была одна комната, почти половину ее занимала печь. Стро­или (клали) ее печники. Материал для изготовления печи обладал особыми свойствами: термостойкостью, прочностью, легкостью. Раньше печи делали глиняными, позже — кирпичными. Соеди­няли кирпичи глиной. Еду в печи готовили в специальной посу­де, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожжен­ной глины, чугуна и различных металлов. Топили печь дровами. Самыми лучшими из них считались березовые поленья, потому что они хорошо горели и давали много тепла, в отличие от со­сновых и еловых. Дым от прогоревших поленьев вытягивался в специальное окошко с задвижкой и уходил в дымник, а оттуда через трубу — на улицу.

       В избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька), где спали маленькие дети. Ее устройство было простым и удобным (дни­ще, высокие стенки, веревки для крепления на крюк в потолке).

       Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускаю­щим воздух (прутья, струганые доски). Для того чтобы ребенка можно было убаюкивать, к колыбели привязывалась веревка.

       Угол напротив печки назывался красным (красивым). Здесь располагались стол, скамейка, висела икона. Красный угол пред­назначался для встречи гостей, сбора родственников во время праздников. Под потолком в избе делали полати — деревянный настил. Они были широкими и удобными, на них любили спать ребятишки.

       О хозяйке в избе судили по тому, как у нее все устроено: вы­скоблено, вычищено, намыто. В доме всегда были рукомойник, утирки, ушат для воды. Люди, которые жили в избе, радовались не только тому, что там все удобно, но и тому, что в нем красрг-во. Чтобы создавать красоту, люди творили, занимались твор­чеством: украшали печку, расписывали посуду (ложки, миски, блюда), предметы быта (прялки), застилали полы (домотканые половики с узорами), расписывали игрушки (дымковская, семе­новская роспись). Когда на улице становилось темно, изба осве­щалась лучинами — тонкими деревянными щепками, которые вставлялись в специальные приспособления — светцы. Позже светцы заменились другими приспособлениями: свечой, кероси­новой, электрической лампами.

       Недалеко от избы ставили баню. В ней мылись, стирали, лечи­ли простуду. Баня делилась на две половины: предбанник и парил­ку. В предбаннике раздевались, в парилке — парились, мылись.

       В каждой семье был скот. Чтобы домашние животные (сви­ньи, коровы, овцы, козы, куры, петухи, утки, гуси, лошади) жили в тепле, не разбегались по подворью, для них строили специ­альный загон — хлев. Он мог называться по-разному в зависи­мости от того, кто в нем жил: телятник, коровник, свинарник, курятник, конюшня. За домашними животными очень бережно ухаживали: их мыли, чистили, кормили, выводили пастись. Чем лучше человек относился к ним, тем больше пользы приносили животные.

       Для того чтобы прокормить семью, людям приходилось мно­го работать. Главным занятием было земледелие. Землю вспахи­вали плугом, и она становилась мягкой. Затем ее засевали зерном. Сеяли пшеницу, рожь, просо, овес. Урожай жали серпом. Потом колосья сушили в овинах, молотили, выбивая зерна, и складыва­ли в амбар для хранения.

     Основным продуктом питания был хлеб. Его приготовление требовало усилий многих людей: пахарь вспахивал землю, сея­тель сеял зерно, полученные зерна везли на мельницу, где мель­ник перемалывал их в муку. Дома хозяйки просеивали муку сквозь сито, замешивали тесто и в печке пекли из него хлеб (бул­ки, пышки, калачи, караваи). К хлебу относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, жи­вотным. Человека, который выбрасывал хлеб, наказывали.

       Весной, когда земля становилась сухой и теплой, высаживали овощи (морковь, свеклу, редьку, репу, картофель, лук). Они тре­бовали большего ухода: их нужно было поливать, рыхлить землю вокруг них. После уборки овощи складывали в большие погреб­ные ямы. Овощами питались не только люди, но и животные. Их солили, квасили, из них готовили щи, супы. Со временем человек научился другим способам приготовления овощей. Из них стали делать салаты, рагу, запеканки.

       Раньше у человека много времени уходило на изготовление домашней утвари, посуды. Ее делали из коры (кузовки, туеса), прутьев (корзина), из чугуна (чугунки), вырезали из дерева (лож­ки, чашки), лепили из глины, обжигая ее на огне в печи (горшки, миски). Для того чтобы посуда из глины получалась аккуратной, красивой, использовали гончарный круг.

       При изготовлении материала для одежды использовали прялку и ткацкий станок. Одежду обычно делали зимой, когда заканчива­лась работа в поле и огороде. Зимними вечерами при свете лучины мастерицы (рукодельницы) пряли пряжу, ткали полотно. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. К одежде относились очень береж­но: ее хранили в сундуках, самые красивые, нарядные вещи пере­давали друг другу (от матери — к дочерям, от отца — к сыну).

       Одежда была разной: летней и зимней, мужской и женской, праздничной (нарядной, выходной) и будничной (повседнев­ной). Главная одежда русских — рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил, укрывает все уяз­вимые места: шею, руки, ноги, закрывая их выше колена. Вышив­ка на рубахе преграждает дорогу всему плохому. Повседневные рубахи обшивали только по шву и краям, праздничные украшали богатой вышивкой.

       Женщины носили сарафан, поневу (юбка из трех полотен на шнурке), юбку, фартук. Для изготовления этой одежды использовали лен, хлопок. Любимой одеждой мужчины были порты (шта­ны) и рубахи-косоворотки. Пояса, которые носили и мужчины и женщины, расшивались разными узорами, они, как считалось, оберегали человека от злых сил. На голове мужчины сначала но­сили шапки, позже — картузы.

       В давние времена, когда не было машин, грузы (дрова, сено) в основном перевозили на лошадях. Лошадь была необходима каж­дому человеку: с ее помощью также пахали землю. За ней тща­тельно ухаживали: чистили, расчесывали хвост, гриву. Для того чтобы у лошади не стирались копыта, ее подковывали. Занимал­ся этим кузнец — при помощи горна (большой печи) и меха для раздувания угольков он делал подковы. В кузнице не только под­ковывали лошадей, но и делали различные изделия из раскален­ного металла (ножи, топоры).

       Все виды труда у людей были связаны: мельник не мог обой­тись без земледельца, плотник — без дровосека, скотник — без кузнеца. Поэтому люди жили-дружно, помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни, пословицы.

       Во все времена люди жили среди природы. Она не только кор­мила (ягоды, грибы), давала тепло (дрова), одевала (лапти, ткани из льна и хлопка, одежда из шерсти животных), но еще и лечила их. Издавна человек знал, как избавиться от недуга при помощи природных даров: клюква снимает жар; липа и малина помогают бороться с простудой; подорожник заживляет раны. Эти чудес­ные свойства растений человек использует и сейчас.

       Природа помогала человеку жить, быть здоровым, и поэтому люди считали ее живой. Они сочиняли сказки, в которых все ска­зочные персонажи (Серый волк, Река — кисельные берега, Яблонька) разговаривают на человеческом языке и помогают людям.

       С особой любовью наши предки относились к березе. Они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, при­носит здоровье и добро. Березу высаживали рядом с домом. Любовь и нежность к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Считалось, что рябина излечивает от болез­ней; верба — первое цветущее дерево; дуб — символ мощи, силы, твердости.

       Для того чтобы сохранить свои впечатления и передать от­ношение к окружающей жизни, люди сочиняли сказки (расска­зывали о том, что их волновало). В русских народных сказках говорится, что нужно честно жить, не бросать друг друга в беде, прилежно трудиться, уважать старших, почитать отца и мать, любить свой дом, Родину. В сказках отражалось то, о чем люди мечтали (ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скорохо­ды), чего боялись (Баба Яга, Кощей Бессмертный). В них всегда прославлялись добро, трудолюбие, прилежание, скромность, терпение; осуждались лесть, лень, грубость, глупость, жадность. Понимать людям друг друга помогали пословицы, поговорки. Из них человек узнавал о хороших манерах, правилах поведения, ценности различных предметов.

      Важное место в жизни русского человека занимали песни, в которых отражались любовь к природе, родным, печаль и радость. В разное время пели разные песни: плясовые, хоро­водные, колыбельные, свадебные, величальные. Песни сопро­вождались игрой на музыкальных инструментах (гуслях, бала­лайке, гармони).

       Человек со временем не только научился ценить красоту слова и музыки, с давних времен он создавал красоту, украшал предметы, которые его окружали: узорами посуду (городецкая, жостовская, гжельская, хохломская роспись), резьбой по дереву жилье (ставни, карнизы).

       Наши предки умели хорошо не только работать, но и отды­хать, веселиться. Одни праздники в их жизни были связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны); дру­гие — с их верой в Бога. Русские люди поклонялись разным си­лам природы (Перуну — богу грозы, Даждьбогу — богу солнца) и считали, что это принесет им удачу. После крещения Руси киев­ским князем Владимиром люди стали отмечать церковные (боже­ственные) праздники — Рождество, Пасху, Троицу. В Рождество люди не работали, ходили в церковь (место для богослужения), готовили вкусную еду. На Пасху красили и расписывали яйца, пекли куличи, дарили их родным и близким, желая счастья.

       Показатели развития                                                               

       К шести годам ребенок:                                                           

      - имеет дифференцированные представления о: назначении избы, ее убранстве; особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, изготовления предметов быта; за­кономерном расположении вещей в доме; функциях постро­ек (хлев, амбар, баня); различных видах труда (земледелие, ткачество, строительство, гончарное, кузнечное дело); назначении используемых инструментов; национальной одежде; значении природы в жизни человека; народном творчестве, его разновидностях (устное, декоративно-прикладное, музы­кальное); языческих и христианских праздниках;

       - умеет устанавливать взаимосвязи между сезонными измене­ниями и видами труда людей; между качеством труда и его результатом; между разными видами народного творчества;

       - проявляет интерес к различным объектам русской традици­онной культуры;

       - ориентируется на выделение эстетического начала в восприя­тии произведений русского народного творчества;

       - руководствуется в своем поведении правилами и нормами, отраженными в устном народном творчестве;

       - бережно относится к предметам быта, произведениям народ­ного творчества;

      -  владеет навыками народной росписи, умеет определять специ­фику ее отдельных видов; доступным языком фольклорных произведений умеет рассказывать народные сказки и уместно использовать пословицы, поговорки; играть на музыкальных инструментах (бубен, свистулька, трещотка, треугольник), исполнять народные танцы, попевки;

       - использует атрибуты русской народной культуры в самостоя­тельной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА «РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» (подготовительная к школе группа)

       Все, что находится вокруг человека, называется окружающим миром. Окружающий человека мир очень большой. В него входят живая и неживая природа, люди, предметы, которыми он поль­зуется. Все это не появляется в жизни каждого из нас отдельно, а существует очень давно, передается нам от наших предков (лю­дей, которые жили раньше) в виде наследия. Наследие бывает разным: природным (растения, животные) и культурным (соз­данным руками человека). Природное наследие человек бережет, охраняет для своих потомков (людей, которые будут жить после него). Если к природному наследию люди будут относиться расточительно, потомкам ничего не останется: ни чистой воды, ни зеленых лесов, ни ярких цветов, ни щебечущих птиц, ни краси­вых животных. Культурное наследие человек не только бережет, но и преумножает, сам создает различные предметы (посуду, кар­тины, песни, сказки), по которым его потомки смогут судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценным.

      Культурное наследие создают и присваивают люди. Чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Человек живет в семье, городе, стране, культура которых определяется культурой отдельного человека.

      Каждый человек принадлежит к определенной культуре. Мы от­носимся к русской культуре. Наша национальность — русские. Мы говорим на русском языке, знаем русские народные песни, танцы, любим свою Родину — Россию. Культура русского народа очень дав­няя и передается нам от наших предков. О русской культуре можно судить по сказкам, картинам, книгам, строениям, одежде; событиям в истории русского народа; людям, которые прославили Россию.

      Основным трудом наших предков было земледелие, поэтому они жили в селе, деревне. Когда человек научился новым видам труда и изобрел разные станки (для выплавки железа — мартеновские печи, для изготовления одежды — швейные машины), он стал работать не один, а вместе с другими людьми на фабриках и заводах. Их строили не в селе, а в городе. В городе жило много людей: ремесленники зани­мались ремеслом (ткали, делали посуду и др.); мастеровые мастери­ли — делали оружие, станки; купцы выезжали в другие города, при­возили оттуда различные товары (ткань, продукты, посуду). Люди, которые не уехали из деревни и занимались хозяйством, назывались крестьянами. В городе жили те, кто был приближен к царю, его дво­ру; от его имени они руководили ремесленниками, мастеровыми, купцами, крестьянами. Эти люди назывались дворянами.

      Со временем менялось жилище русских людей. Те, кто был по­богаче, строили большие дома — терема, дворцы. Обычно их де­лали на высоком фундаменте, который использовали под склад. Чтобы попасть в такой дом, нужно было подняться по высокой лестнице. Основная комната в доме — горница, в ней находилась печь. Над горницей располагались летние холодные комнаты — светелки, в которых очень удобно было заниматься рукоделием (вязанием, вышивкой). Терема отличались размерами, располо­жением комнат, устройством крыльца с витыми колоннами. Дома и терема делали в основном из дерева. Позже, когда люди научились обрабатывать дерево, металл, стекло, фарфор, богатые люди стали строить дворцы — большие, высокие, нарядно украшенные здания. Вход во дворец украшали колонны и широкая лестница. В здании было много комнат и различных залов. К строительству дворца привлекалось много людей: художники, архитекторы, ка­менщики, плотники, стекольщики. Красивые дома, терема, двор­цы прошлых времен охраняются государством, они являются на­шей национальной гордостью, достоянием русского народа.

      Со временем менялось устройство жилища русского челове­ка. Происходило это потому, что человек стремился к большему удобству и красоте. Ему хотелось не только пользоваться своими изделиями, но и любоваться ими.

       Наши далекие предки сидели на лавках. Чтобы лавка была красивой, на ней выпиливали рисунки, разукрашивали ее. Чтобы было удобно сидеть, к лавке приделывали спинку, боковые руч­ки. Чтобы человек мог сидеть отдельно от других, научились де­лать табурет, стул. Стул долгое время являлся привилегией ува­жаемых, почитаемых людей. Чтобы сидеть было мягко, удобно и долго не уставать, человек придумал кресло. Чтобы подчеркнуть свою власть и могущество, правитель сидел на троне.

       С давних времен очень изменилась посуда. Она стала не толь­ко разнообразной (кружка, чашка для чая, кофе; стакан, бокал, фужер), но и более удобной, красивой, сделанной из разных мате­риалов (глина, фарфор, стекло, хрусталь), украшенной деталями, рисунками. Русская посуда очень ценится по всему миру. Золотая хохлома, изделия гжельских мастеров, стеклянные вазы, графи­ны, бокалы из г. Гусь-Хрустальный известны везде.

        Чтобы вкусно и разнообразно питаться, человек научился вы­ращивать новые сорта фруктов, овощей; готовить еду по разным рецептам. Кроме традиционных щей, каш, пирогов, пельменей сейчас русские люди готовят кушанья, которые употребляются у других народов. В определенные дни и праздники русские люди употребляют национальную еду: на Масленицу пекут блины, встречают гостей хлебом и солью.

       Русские люди прежде отличались от других народов своей одеждой. Со временем одежда менялась. Во многом это зависе­ло от того, где жил (в городе, деревне), кем работал (мастеровой, ремесленник, служащий) человек, был ли он богат или беден. Сейчас в России традиционную одежду надевают в дни особых торжеств, праздников, при встрече гостей из других стран, чтобы показать красоту русского костюма. Традиционный наряд ис­пользуется при исполнении народных песен, танцев, хороводов. Со временем менялись состав и численность русской семьи. Прежде семьи были большие, в них жили люди разных поколений (дети, взрослые, старики). В семье по-особому относились к детям и старикам. Детей приучали с ранних лет к труду: они помогали ухаживать за скотиной, пасли ее, нянчили малышей. Стариков по­читали, относились к ним уважительно. Об этом много говорится в русских народных сказках, пословицах, поговорках. Назывались члены семьи по-разному: дед, бабка, муж, жена, дочь, сын, внук, внучка, тесть, теща, свекровь, свекор, брат, сестра. Название род­ственников обозначало степень родства. В старые времена люди обязательно крестились. При крещении выбирали крестных мать и отца. Их почитали как родных, помогали им во всем до старости. В русской семье придерживались определенных правил поведе­ния (традиций). Традиции русского народа очень богаты. Они по­могают человеку быть понятым, проявлять заботу о других людях. Главой семьи считался родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он принимал решения, брал на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи. Во время застолья он сидел во главе стола. Есть начинали все члены семьи только после того, как он зачерпывал первую ложку. Наши предки отличались гостеприимством и хлебосольством. Гостя приглашали войти в дом, кормили его, заботились, если он был чем-то расстроен. Много традиций русский человек соблюдал при выполнении работы: рубил деревья для строительства дома только зимой, по­тому что в это время дерево считалось мертвым и не очень стра­дало. Избу ставили на том месте, где обычно располагались на отдых домашние животные: считалось, что они отгоняют злые силы. Чтобы уберечь дом от беды и несчастий, во дворе сажали березку-берегиню. На крышу дома приделывали оберег — конек. Дом строили всей деревней. За помощь расплачивались пирога­ми, сытным ужином. Когда хозяева входили в новый дом, сначала пускали живое существо (петуха, курицу, кошку).

       Русские люди очень бережно относились к своему жилищу и старались оградить его от неприятностей: окрещивали двери, по­роги, чтобы не проникла «нечистая сила»; прибивали на дверь кон­скую подкову, которая приносит счастье; строго соблюдали правила поведения с другими людьми (перед порогом снимали шапку, через порог руки не подавали, не здоровались, не отдавали вещи; гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя). Соблюдение этих традиций свидетельствовало об уважении к другому человеку.

       Прежде люди верили в различные неземные силы, поэтому ста­рались задобрить домового (считалось, что он живет на чердаке или за печкой): оставляли ему на ночь еду, просили о помощи; лешего, который может «заблудить» в лесу (ему на пнях оставляли угоще­ния, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их со­бирать); водяного, который мог утянуть под воду, порвать сети.

       Славяне высоко ценили силы земные, о них слагали песни, былины, т.е. рассказы о битвах богатырей, подвигах, которые они совершили, защищая родную землю. Песни и былины пере­давались из поколения в поколение гуслярами. Под звуки гуслей гусляры-песенники рассказывали людям о ратных сражениях Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о силе и славе матушки-России, любви и верности русских людей.

       После того как русские люди крестились, они стали верить в од­ного Бога, который создал все живое на Земле, в его сына Иисуса Христа. Люди, которые верят в Бога, называются верующими. Что­бы служить своему Богу, молиться ему, люди строят храмы. Храмы в России настолько красивы, что ими приезжают любоваться люди со всего мира (храм Василия Блаженного, Успенский собор в Москве, Казанский, Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге). Их строили очень талантливые люди. Внутри храмов находятся иконы, изобра­жающие святых, ангелов, сцены из библейских легенд. Иконы писа­ли великие мастера — художники Феофан Грек, Андрей Рублев.

     Многие праздники, которые отмечали русские люди прежде и празднуют сейчас, называются божественными: в Рождество Христово празднуют Рождение Иисуса Христа, в Пасху — его Воскресение. На Руси с Пасхой связано много светлых и добрых традиций. К празднику пекут куличи, красят яйца. В пасхальные дни люди «христосуются» — троекратно целуются при встрече, дарят друг другу крашеные яйца, куличи.

       Отношение к Богу у всех людей разное: одни верят в него, дру­гие — нет. Каждый человек имеет право на выбор, и нужно от­носиться к нему с пониманием, независимо от того, верующий он или нет. Среди детей группы есть крещеные. Их крестят в церкви, они носят нательный крестик, у них есть крестные мать и отец. Ко всему, что связано с крещением, нужно относиться уважи­тельно: беречь нательный крестик, не отдавать его другим людям; заботиться о крестных матери и отце.

       Россия — великая страна. Славится она не только своей пре­красной природой, но и культурой, которую создавал человек. Во всем мире известны имена людей, творивших русскую культуру. Михаил Васильевич Ломоносов — известный русский ученый. Он занимался физикой, астрономией, изучал электричество, писал стихи, картины. Благодаря ему в России открыт первый универ­ситет. Павел Михайлович Третьяков создал всемирно известную художественную галерею, в которой собраны лучшие картины русских художников. Слава русской культуры связана с именами великих композиторов Петра Ильича Чайковского, Михаила Ива­новича Глинки, поэтов Александра Сергеевича Пушкина, Сергея Александровича Есенина, художника Виктора Михайловича Вас­нецова, авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

       Каждый человек, любящий Россию, стремится к тому, чтобы прославить ее добрыми делами, старается сделать так, чтобы рус­ская культура становилась еще богаче, бережет памятники стари­ны, занимается наукой, искусством, посещает музеи, галереи.

        Показатели развития                                                                   

      К семи годам ребенок:

      - имеет обобщенные представления о различных элементах рус­ской традиционной культуры: предметы быта, домашняя ут­варь, устройство жилища, его разновидности, особенности тру­да в городе и деревне, специфика праздничного и повседневного костюма, национальная кухня, традиции семьи, обычаи народа;

       - имеет дифференцированные представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, искусство, обычаи, национальная кухня, игры, игрушки);

       - владеет первоначальными представлениями о вере людей в природные, земные и неземные силы, понимает роль обере­гов в защите от злых сил; об отдельных культурных ценностях (искусство, техника), их наиболее ярких представителях;

       - осознает назначение и культурную ценность обряда крещения, культовых атрибутов (храмы, иконы, крест, священные книги);

       - осознает взаимосвязь культур русского и других народов;

       - имеет первоначальные представления о национальных, этни­ческих и расовых различиях между людьми;

       - умеет устанавливать простейшие связи между уровнем раз­вития культуры и благосостоянием человека;

       - проявляет интерес к объектам других национальных культур, потребность получения информации о них;

       - проявляет устойчивый интерес к объектам русской культуры, отдает предпочтение ее элементам в разных видах самостоя­тельной деятельности;

      - осознает роль человека в развитии культуры, проявляет вос­хищенное отношение к элементам культуры как к результатам человеческого труда, предвосхищает свое возможное уча­стие в обогащении культурного наследия;

       - проявляет толерантность, интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур, стремится к познавательно-личностному общению с ними;

       - владеет способами поведения, адекватными знаниям о куль-     турных ценностях народа, необходимости их защиты и пре­умножения;

       - самостоятельно применяет полученные знания в разных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной  деятельности.

 

  •  ЗАНЯТИЕ. «Культура и традиции русского народа» для детей подготовительной к школе группе

       Программное содержание.

       Закрепить знания детей о названии страны, в которой они жи­вут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (ус­тное народное творчество, народно-прикладное искусство).

       Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспом­нить традиции русского народа, о которых им уже рассказывали, познакомить с другими традициями.

       Ход занятия.

       Воспитатель вывешивает на доску географическую карту, выс­тавляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.

       - Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

       - Кто может показать на карте границы нашей страны? (Выз­ванный ребенок указкой проводит вдоль границы России.)

       - Что вы можете рассказать о природе нашей страны? По­смотрите на иллюстрации и попробуйте составить маленький рассказ.

       Примерный рассказ.

       Россия — очень большая и красивая страна. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растет множество ягод и гри­бов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых боль­ших рек — Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые — уголь, алма­зы, железную руду и др.

       - Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Что вы помните из истории России, как образовалось такое огромное государство. (По­казывает на карте.)

       Примерный рассказ ребенка.

       Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княже­ству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решил объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал на­зываться царем. И Россия стала большим и сильным государством

       (Воспитатель старается добиться от детей небольшого связно­го рассказа. Если у детей не получается, то педагог задает наводя­щие вопросы, чтобы дети вспомнили материалы ранее проведенных занятий.)

       - Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же проявился талант русского народа. Что русский народ умел де­лать очень хорошо? (Ответы детей.)

       Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие рус­ские народные сказки вы знаете? (Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками, дети их называют.)

       Вы сказали, что русский народ сочинял красивые русские на­родные песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг и поводим хоровод, как это делали русские люди. (Воспитатель включает грамзапись известного де­тям русского народного хоровода, который они водили на музыкаль­ном занятии.)

       - А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продают­ся прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.  Возьмите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложен­ные воспитателем.)

       Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства — дымковской игрушке, хохломских изделиях, городецкой росписи и др.)

       У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (Предположения детей.)

      Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского язы­ка как слово «передача», то есть традиция — это то, что передается от одного поколения к другому, например, бывают семейные тради­ции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)

       — Почти во всех семьях существует традиция отмечать день рож­дения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и по­дарки, во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

       Есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохрани­лись до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в кон­це зимы и начале весны? Что это за традиция? (Праздник Маслени­ца.) Что вы о нем помните? (При необходимости воспитатель помо­гает детям наводящими вопросами.)

       О каких традициях вам уже рассказывали? Как в старину отме­чали на Руси именины? (Ответы детей — см. в старшей группе.)

       А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. У каждого народа обя­зательно есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Нацио­нальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшени­цу, рожь, разные овощи.)

       Да, в России очень много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (Показать картинку.)

       Какие кушанья из муки, которые часто делают ваши мамы, вы можете мне назвать? (Блины, оладьи, пирожки.)

       А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предполо­жения детей.) Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна ка­пуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка: «Щи и каша - пища наша». Значит, что еще любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы — пше­на, манки, гречки, овсяных хлопьев.) Пшено и манку делают из пше­ницы, овес и гречиху выращивают.

       В России часто бывает зимой очень холодно, а летом жарко. Ка­кой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Предположения де­тей.) Это — квас. Делают его тоже из хлеба. А зимой на ярмарках продавали горячий сбитень — это напиток из меда, он очень хорошо согревал во время мороза.

       - Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о та­ланте русского народа, о разных русских традициях. У русского народа очень много традиций. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие еще русские традиции они помнят.

 

       Многие традиции, на которых строился образ жизни русского человека, стерлись из нашей исторической памяти или свернулись до простейших и безынтересных действий. Попытаемся восстановить в уме главные из них.

      СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ

       Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

       Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

      Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.

    Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.

    Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.

     Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.

    Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.

    Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.

    Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.

    Дни памяти умерших родных и близких.

    Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

       Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

       Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. О том, как создать новую традицию, мы поговорим немного позже. А сейчас рассмотрим интересные примеры семейных традиций. Возможно, какая-то из них понравится и вам, и вы захотите ее внедрить в свою семью?

     Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?».

       Итак, примеры интересных семейных традиций:

      Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся немногие! Но зато и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!

     Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!

      Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.

     Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.

     Рисовать друг другу открытки. Просто так, без повода и специального художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок.».

     Вместе с малышней печь коржики на праздник Св. Николая для детей-сирот. Совместные бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и участливее, и вырасти небезразличными людьми.

      Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.

      Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное – не повторяться!

      Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.

      «Подкладывание» подарков соседям. Оставаясь незамеченными, семья одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!

      Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные слова и комплименты. Воодушевляет, правда?

      Приготовление пищи «с любовью». «А ты любовь положил?» «Да, конечно, сейчас положу. Подай, пожалуйста, она в шкафчике!».

      Праздник на верхней полке. Обычай встречать все праздники в поезде. Весело и в движении!

 

 

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Именины      

       Именно именинами, то есть днём ангела, а не днём рожденья отмечался каждый новый год в жизни человека. При советской власти этот пережиток царского режима был постепенно искоренён. Другим стал сам характер праздника: теперь акцент ставился на физическом, а не духовном рождении. До 17-го века утро именинника начиналось с молитвы и причастия. Затем в качестве приглашения на именины родственникам и друзьям приносили испечённые накануне пироги. Тот, кто принёс пирог, говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать». Пирог был главным блюдом праздника. Его разламывали над головой именинника, чтоб на того, как крошки, «сыпалось золото и серебро».

                                                                                                                                                                                                 

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Проводы в армию

                                                                                                                                                                                                  

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Родительское благословение

       Родительское благословение форма разрешения, напутствия, согласия родителей с решениями и действиями детей с пожеланием успеха, добра, мира, благополучия. В русской культуре это делается с именем Бога: благословляют молитвой, иконой, осенением крестом. Родительской благословение дается перед свадьбой, перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью самих отца и матери, перед ответственным или опасным делом, перед долгой разлукой. Без благословения нельзя ничего делать. Молитва и благословение родителей имеют огромную силу и помогают детям жить как психологически, так и духовно. Родительское благословение детям есть социально-педагогическая форма сохранения преемственности и единства поколений.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

                                                                                                                                                                                                  

 

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Хлебосольство

                                                                                                                                                                                                  

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Русский народный костюм.

                                                                                                                                                                                                 

 

       КАК СОЗДАТЬ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ

     Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

      Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.

      Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.

      Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!

      Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

       Когда создается новая семья, часто бывает так, что у супругов не совпадают понятия о традициях. Например, в семье жениха заведено все праздники отмечать в кругу многочисленной родни, а невеста встречала эти события только с мамой и папой, а какие-то даты вообще не справлялись. В таком случае, у молодоженов сразу же может назреть конфликт. Что делать в случае разногласий? Совет прост – только компромисс. Обсудите проблему и найдите наиболее подходящее обоим решение. Придумайте новую традицию – уже общую – и все наладится!

       Семейные традиции в России

       В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

     Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

       Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

       В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

       В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

       В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

       В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

       В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

       В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

       Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

       Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

 

ПРАЗДНИКИ

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Новогодний праздник

                                                                                                                                                                                                     

  •       Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Масленица

                                                                                                                                                                                                     

  •        Дошкольникам о народных праздниках и традициях.  Праздник урожая - Оспоженки

       Осенины, Оспожинки, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Род и Рожаница, Лада, Спожа, Богач, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

       На момент введения Юлианского календаря: 21 сентября

       Дата по старому стилю: 8 сентября

       Дата по новому стилю: 21 сентября

       Астрономическая дата: за два дня до Осеннего равноденствия

       Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

                                                                                                                                                                                                     

 

       Уважаемые коллеги,  важно: обращаю внимание, что для  удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную  информацию,  не забывайте  использовать  кнопки  «ИЗБРАННОЕ»  и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что  прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю  "Планирование работы по развитию детской речи").