Дидактический материал к лексической теме " Профессии: учитель"

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. УЧИТЕЛЬ

(Источник: Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя)

                             

От автора

       Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профес­сиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

       Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

       Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

      Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

       Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось жела­ние как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

 

  •        НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Занятие «Учитель»

Задачи:

       - давать представление о профессии учителя, его профессии нальных и личностных качествах, отличии работы учителя и начальной и средней школе;

       - развивать целенаправленное внимание, диалогическую речь

       - формировать интерес к профессии учителя, уважение к eго деятельности, желание учиться, взаимодействовать с учителем

 

Экскурсии в школу «День знаний», «Праздник Букваря», «Урок»

Задачи:

       - наглядно показывать детям особенности работы учителя н разных ситуациях общения с учениками (на празднике, уроке, перемене);

       - обращать внимание на профессиональные и личностные ка­чества учителя;

       - обращать внимание на других работников школы и их функции (директор, охранник, уборщица, повар, медицинский работник),

       - развивать наблюдательность;

       - формировать культуру поведения в школе, интерес, желание учиться в ней, позитивное отношение к деятельности учителя

 

Экскурсия в школу.

 

Экскурсия в библиотеку школы.

 

Экскурсия по школе.

 

Приглашение учителя начальной школы в ДОО

Задачи:

       - знакомить с учителем, через его рассказ и общение с детьми формировать положительное отношение к школе;

       - давать знания об основных требованиях к ученикам, интерес­ных занятиях, взаимодействии учителя с другими работникам 11 школы;

- развивать культуру диалога, слушания; воспитывать интерес и уважение к труду учителя.

 

Приглашение выпускников ДОО

Задачи:

       - через рассказ выпускников ДОО о своем учителе, особенно­стях обучения в школе расширять знания детей о профессии учителя, его личностных качествах;

       - развивать внимание, способность вести диалог, задавать во­просы;

       - формировать желание учиться, взаимодействовать с учителем.

 

Рисование «Как я представляю себе своего учителя»

Задачи:

       - учить через рисунок передавать свои представления о лич­ности будущего учителя, описывать его портрет;

       - развивать изобразительные умения;

       - формировать позитивное отношение к школе, личности учителя.

 

  •        ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Школа

Задачи:

- создавать условия для практической реализации интереса детей к школе, деятельности учителя, его взаимоотношений с учениками;

- поддерживать желание учиться, быть старательными.
     Игровая задача: успешно учить и учиться.

         Оборудование: карточки, цифры, геометрические формы, разрез­ная азбука или касса букв, детские книжки и народные сказки и т.д.

       Дети делятся на несколько равных групп — классов. У каждого — свой учитель и свой урок: математика, родной язык, труд, физкультура (по желанию детей). Когда учитель закончит урок, ученики каждого класса демонстрируют другим ученикам свои успехи. За правильно выполненное задание ученик получает фишку. Если все дети в классе награждены фишками, ее получает и учитель. Число фишек каждого класса записывают на доске. Выигрывает класс, набравший больше всего фишек.

       В повторном туре группы выбирают новых учителей, которые про­водят другие уроки. В конце игры воспитатель вместе с детьми под­считывает общий итог для каждой группы, определяется победившая.

Рекомендуется использовать загадки, стихи, шутки.

 

                                       Первоклассник

Задачи:

       - закреплять знания о том, что нужно первокласснику для учебы с       в школе, роли учителя в обучении детей;

       - воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровая задача: собирать предметы согласно правилам по сигналу.

Оборудование: 2 портфеля, учебные принадлежности (тетради, учебники, пеналы, подставки, ручки, карандаши, ластик).

* * *

       Воспитатель напоминает детям о том, что они скоро пойдут в шко­лу. Берет на себя роль учителя. Показывает и рассказывает детям, как размещаются школьные принадлежности в портфеле первоклассника. Школьные принадлежности рассматриваются, закрепляются их на­звание и назначение. Дети разбиваются на два класса. Представители от каждого класса по очереди подходят к столу и по команде начинают собирать портфель. Учитель проверяет выполнение задания, дает оценку, поощряет тех, кто выполнил все необходимые правила. Вы­игрывает тот класс, дети которого быстрее и правильнее выполнили задание.

 

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Задачи

- активизировать знания о профессии учителя, работников школы;

          - развивать игровые умения;

          - формировать познавательный интерес к профессии учителя, желание подражать его положительным качествам.

Сюжетные линии: дети приходят в школу, занимаются на уроках; проведение родительского собрания; организация открытых уроков для родителей, на которых дети показывают свои знания; проведение предметных олимпиад.

Игровые роли: учитель, директор школы, охранник, ученики, ро­дители учеников.

 

  •        РАССКАЗЫ

Задачи:

- расширять представление о школе, профессии учителя;

- показывать профессиональные и личностные качества учителя в разных жизненных ситуациях;

- развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, воображение, речь;

     -  воспитывать уважение к труду учителя.

Моя первая учительница

Задачи:

       - расширять представление о работе учителя начальной школы;

       - выделять ее личностные и профессиональные качества;

       - развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие, память, диалогическую речь;

       - формировать интерес к профессии учителя, уважение к лич­ности учителя, желание идти в школу.

* * *

       Почти у всех людей на Земле была первая учительница. Ее помнят всю жизнь. Мою первую учительницу звали Нина Ильинична. Почему я не забыла ее имени, хотя не помню всех имен учителей более позд­них лет? Я знаю ответ на этот вопрос. Нина Ильинична была не просто учительницей, а нашей второй мамой. Она учила нас, первоклашек, всему: как входить в класс и со всеми здороваться, как готовиться к уроку, как правильно сидеть за партой и бесшумно вставать из-за нее, как бегать на перемене, не задевая при этом никого, как слушать товарища, как правильно писать, считать, читать и многому другому.

       Нина Ильинична каждого из нас называла по имени, причем ис­пользовала ласковые имена. Меня она называла Аленой, а мою под­ружку — Танюшкой. Это нам очень нравилось.

       Самой большой наградой для нас была похвала учительницы. Вместо оценок «4» или «5» она приклеивала нам на тетради красные звездочки. Как мы гордились ими! Показывали взрослым, считали и сравнивали их количество друг у друга. Одно слово Нины Ильиничны «Молодец!» или «Умница!» могло сделать нас счастливыми на целый день.

       Учиться было непросто. Особенно трудно давалось нам письмо. Пальцы не слушались, ручка выводила совсем не те закорючки. У Нины Ильиничны был очень красивый подчерк. Она выводила на доске элементы букв, буквы и слоги. Мне очень хотелось научиться также красиво писать. От старания я склоняла голову на бок и высовывала язык. А учительница ходила между партами и заглядывала в тетрадь каждого ученика, помогала тем, у кого не получалось, поправляла осанку, подбадривала. Когда она стояла у меня за спиной, какое-то необыкновенное тепло исходило от нее. Хотелось подол мир задержать любимого человека около себя. Я придумывала разные причины, вопросы, чтобы Нина Ильинична задержалась около меня подольше, погладила по голове, подержала мою руку в своей руке.    Открывая тетрадь по русскому языку или математике, я испытывала смешанные чувства. С одной стороны мне было страшно совсем не хотелось увидеть свои ошибки, которые Ниной Ильиничной подчеркнуты и исправлены красной ручкой. С другой — в душе  теплилась надежда на то, что задание выполнено правильно, а в конце его нарисована  красная звездочка. Тетради учительница проверили каждый день. Проверенные тетради раздавали дежурные по классу.  На ходу они умудрялись заглянуть в чужие тетради и подковырну  кого-нибудь из учеников.

       Отстающих учеников Нина Ильинична оставляла после уроком и дополнительно занималась с ними. Никто не платил ей за это деньги, никто не просил об этом. Просто ей очень хотелось, чтобы все ученики ее класса были успешными, меньше огорчались оттого, что у них что-то не получается. Нина Ильинична любила всех детей независимо от их учебы и поведения. Ее глаза всегда светились добром даже когда она кого-то ругала. У нее никогда не было любимчиком, но каждый чувствовал себя ее любимчиком.

       Нина Ильинична всегда внимательно следила не только за тем, как мы учились, но и за нашим питанием, самочувствием. Помню, как  она отдала одной девочке свои бутерброды, заметив, что она голодна.  Мы тоже делились с учительницей яблоками и грушами, которые и изобилии приносили в школу.

       Все, что говорила нам Нина Ильинична, было для нас очень важным, важнее того, о чем говорили другие взрослые, даже родители.  Нам тогда казалось, что наша учительница самая умная, самая справедливая и самая добрая.

       И что интересно, Нина Ильинична была строгой учительницей. Но ее строгость воспринималась нами как справедливость. Мы не страдали от этой строгости, нам ее даже хотелось. Она дисциплинировала нас, помогала собрать внимание, настроиться на учебу. В своих детских играх, в роли учительницы, мы были такими же строгими и справедливыми.

       Еще нам нравилась наша учительница за внешнюю красоту. Строгое, безупречно чистое и отглаженное платье с белым кружевным воротничком очень шло Нине Ильиничне. А красивая прическа из тёмных вьющихся волос делала ее милое лицо еще выразительнее.

       Моя первая учительница научила меня упорству и трудолюбию, а II це — человечности. Эти важные качества помогли мне добиться в жизни многого, но при этом не потерять человеческого лица.

 

Вопросы

- Как звали первую учительницу автора рассказа?

        - Чему учила первоклашек Нина Ильинична? Как она относилась к каждому ученику? Как поощряла учеников Нина Ильинична? Как дети относились к своей учительнице? Почему им хоте­лось, чтобы она дотронулась до них?

         - Как учительница помогала детям на уроках и после уроков, поддерживала их?

         - Чем еще, кроме уроков, интересовалась учительница?

         - Как выглядела Нина Ильинична? Почему внешний вид учи­тельницы был важен для детей?

         - Как вы понимаете выражение «строгая, но справедливая»?

         - У какой учительницы вы бы хотели учиться?

 

 

  •        ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЬ

 

Чтобы овладеть профессией, нужно получить специальное образование. Вместе с Кузей и Чевостиком ребята познакомятся с профессией учитель. Дядя Кузя расскажет, о том, почему так важен и нужен любой труд, почему в любой профессии важно много знать и уметь, а главное, любить свою работу.

Рекомендации

Темы познавательных бесед

Почему учителя были нужны всегда? Как стать хорошим учителем? Чему может научить учитель в школе?

Литература по теме

Панфилова М.А. Школа. Сказки для детей. М., 2013.

Стихи А. Барто: «Урок в саду», «В школу» и др.; проза А. Алексина «Первый день» и т.д.

 

       Список использованной  и рекомендуемой литературы       

 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.

Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мате­риалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и вооб­ражения. М., 2009.

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх до­школьников. М., 1992.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картин­ках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии").