Главные вкладки

    Программа развития речи дошкольного образования. Обзор современных образовательных программ по развитию речи детей дошкольного возраста

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Текст № 1.

    Современные программы и авторские технологии, используемые в работе ДОУ.

                                                                                                                                          

    Текст № 2.

    Обзор комплексных образовательных программ.

                                                                                                                                          

    Текст № 3.

    Обзор парциальных программ.

                                                                                                                                          

    Текст № 4.

    Особенности раздела по развитию речи в современных программах.

                                                                                                                                          

     

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу ( модуль 3).

                                                                                                                                                                                        

               

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речевое развитие

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    «СТУПЕНЬКИ К ЧИСТОЙ РЕЧИ»

    ДЛЯ ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ

    М. В. Дружинина

    В последнее время прогрессирует рост числа детей с системными речевыми нарушениями. Несформированными оказываются основные компоненты языковой системы — фонетика, фонематика, лексика, грамматика. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Раннее развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, и притом временного, эффекта. Гарантировать стойкий навык правильного произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

    Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. <...> Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта». Таким узловым и ключевым образованием является фонематическое восприятие.

    С учетом всего вышесказанного работа по формированию предпосылок фонематических представлений у детей должна вестись в раннем, сенситивном для развития компенсаторных возможностей возрасте по следующим направлениям.

    1. Развитие способности локального восприятия неречевых и речевых звуков.
    2. Развитие ориентировочно-поисковой реакции на звук.
    3. Развитие процессов запоминания и узнавания во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, аффективной).
    4. Формирование широкого диапазона звуковых сигналов, интонационных характеристик речи с их фиксацией в памяти ребенка.
    5. Формирование функций анализа и синтеза в ходе работы над слогом, словом, предложением.

    По результатам диагностики (раздел «Развитие речи») воспитателями была выявлена группа детей, имеющих низкий уровень развития по данной области.

    Программа занятий по формированию фонематического восприятия построена с учетом следующих дидактических принципов.

    1. Принцип комплексности.
    2. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.
    3. Принцип поэтапного формирования умственных действий.
    4. Принцип учета зоны ближайшего развития, т.е. учета того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны взрослого.
    5. Принцип усложнения материала; постепенное включение трудностей в коррекционную работу.
    6. Онтогенетический принцип: учитывается последовательность формирования фонематических представлений в онтогенезе.

    Цель — формирование предпосылок фонематических представлений.

    Работа по формированию фонематического восприятия делится на три этапа.

    I этап развитие слухового восприятия (внимания и памяти)

    Задачи

    1. Установление эмоционального контакта с детьми.
    2. Формирование основ слухового и зрительного внимания.
    3. Формирование умения воспринимать речевые и неречевые звуки.
    4. Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.
    5. Привлечение внимания к предметам и явлениям.
    6. Формирование регулятивной функции речи, то есть умения управлять своим поведением на основе словесных инструкций в деятельности.

    II этап — развитие чувства ритма

    Задачи

    1. Формирование ритмико-интонационной стороны речи.
    2. Развитие ассоциативных связей на основе скоординированной работы речеслухового, речедвигательного, зрительного анализаторов.
    3. Развитие ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.
    4. Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков.
    5. Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

    Ill этап — развитие ассоциативных связей и сенсомоторики.

    Задачи

    1. Совершенствование слухового внимания с подключением предметных и графических визуальных опор (символами, схемами).
    2. Развитие артикуляционной моторики и чувства ритма.
    3. Формирование умения делить слова на части с опорой на вспомогательные средства.
    4. Закрепление ритмико-интонационных параметров слова и понятия об ударном слоге.

    Время действия кружка; 1 учебный год, 1 раз в неделю в 15.30.

    Количество занятий — 30

    Возраст детей — 4—5 лет.

    Количество детей — 8 человек.

    Место проведения: кабинет логопеда.

    Критерии мониторинга: после прохождения программы кружка о достаточном уровне развития фонематического восприятия у детей будет свидетельствовать:

    • различение неречевых звуков;
    • выделение лепетной и полной формы слова из речевого потока;
    • повышение способности к слуховому восприятию фонем;
    • формирование ориентировочно-поисковой реакции на звучание предметов;
    • четкое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;
    • правильная передача ритмического рисунка на уровне слова;
    • формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков.

    Практическая значимость результата кружка Развивая у детей в сенситивном периоде предпосылки к фонематическому восприятию и компенсаторные возможности, к старшему возрасту можно достичь следующих результатов: во-первых, уменьшится число детей с ФФНР, ОНР; во-вторых, дети окажутся подготовленными к элементарным формам звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

    Тематическое планирование

    Неделя

                                                                                  Содержание

    Сентябрь

    1-я неделя

    Диагностика уровня развития фонематического восприятия

    2-я неделя

    3-я неделя

    Игра «Где колокольчик?»

    Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему предмету.

    Игра «Что сначала, что потом?»

    Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

    Игра «Загадка-описание».

    Цель: развитие слухового внимания, памяти

    4-я неделя

    Игра «Чья песенка слышится?»

    Цель: знакомство с характером звучащих предметов; развитие устойчивости слухового внимания; умения различать

    инструмент на слух по его звучанию.

    Игра «Покажи»

    Игра «Угадай, что звучит».

    Цель: развитие слухового внимания; дифференциация шумов

    Неделя

                                                                        Содержание

    Октябрь

    1-я неделя

    Презентация «Звуки окружающего мира».

    Цель: развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

    Игра «Мышка».

    Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

    Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки».

    Цель: развитие слухового внимания

    2-я неделя

    Игра «Угадай, чей голос»

    Цель: различение голосов ближайшего окружения.

    Игра «Бывает не бывает». Игра «Покажи, не ошибись».

    Цель: развитие слухового внимания

    3-я неделя

    Игра «Подзорная труба».

    Цель: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий; организация зрительного

    восприятия в заданном пространстве.

    Игра «Большой маленький».

    Цель: развитие слухового внимания.

    Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

    Игра «Что можно есть».

    Цель: развитие слухового внимания

    4-я неделя

    Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

    Цель: закрепление ритмико-интонационной характеристики предложения на основе упражнений на координацию.

    Игра «Съедобное несъедобное».

    Загадки-обманки

    Ноябрь

    1-я неделя

    Игра «Два зайца».

    Цель: знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса.

    Игра «Повтори — не ошибись».

    Игра «Громкий тихий».

    Цель: закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков

    2-я неделя

    Игра «Три медведя».

    Цель: формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребенка повышать и

    понижать тон голоса в доступных для него пределах.

    Игра «У нас в гостях».

    Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений в дифференциации слов-звукоподражаний ау, уа.

    Игра «Будь внимательным»

    3-я неделя

    Игра «Положи спать».

    Цель: формирование произвольного, ритмичного произнесения цепочек гласных звуков ([а], [у], [о], [и]).

    Игра «Запомни песенки».

    Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражнений в скоординированной работе речедвигательного и зрительного анализаторов

    4-я неделя

    Упражнение со счетными палочками.

    Цель: обогащение лексического запаса новыми звукоподражаниями би, бом, бай-бай, бо-бо; развитие слухового внимания.

    Игра «Кулак — ладонь»

    Цель: развитие межанализаторных связей в скоординированной работе речеслухового, двигательного, зрительного

    анализаторов.

    Игра «Выложи дорожку»

    Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи

    Декабрь

    1-я неделя

    Игра «Выложи дорожку».

    Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи.

    Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

    2-я неделя

    Игра «Собачка»

    Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений на узнавание и различение звукоподражательных

    слов ав, фу.

    Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

    3-я неделя

    Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинками.

    Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний му, мяу.

    Упражнение на развитие тактильного восприятия.

    Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

    4-я неделя

    Упражнение в уточнении слуховых образов слогов.

    Упражнение в фонематическом анализе.

    Упражнение в слуховой дифференциации слов «му», «мяу».

    Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонационной стороны речи

    Неделя

    Содержание

    Январь

    3-я неделя

    Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинкой.

    Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим движением.

    Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов on, пи, пу

    Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

    4-я неделя

    Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

     Игра «Выдели громкую песенку»

    Цель: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) на материале звукоподражаний

    Февраль

    1-я неделя

    Игра «Баран и козочка»

    Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных

    слов мэ, бэ.

    Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов

    2-я неделя

    Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов.

    Упражнение на развитие слухового внимания

    Упражнение на соотнесение ритмического рисунка стихов, текста с ритмом движения.

    Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т]

    3-я неделя

    Игра «Забьем гвоздь молотком»

     Игра «Дудочка».

    Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы (звукообразные слова) со

    звуком [д].

    Упражнение на развитие чувства ритма

    Упражнение на закрепление характеристики силы голоса

    4-я неделя

    Игра «Лошадка».

    Упражнение в слуховой дифференциации слогов НО — НА.

    Цель: развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц

    Март

    1-я неделя

    Игра «Ворона, кукушка, курица»

    Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподражаний кар, ку-ку, ко-ко). Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

     Игра «Дождик».

    Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомоторных компонентов чувства ритма

    2-я неделя

    Игра «Гусь и лошадка»

    Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание

    лексических единиц со звуком [г].

    Упражнение на послоговое проговаривание слов из двух одинаковых слогов с ритмическими движениями рук.

    Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства.

    Игра «Запомни слова».

    Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства

    3-я неделя

    Упражнение в послоговом проговаривании слов из двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук.

    Игра «Имена»

    Цель: формирование слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие фонематического

    слуха.

    Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

    Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма

    4-я неделя

    Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

     Игра «Будь внимательным!»

    Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового

    ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие

    Игра «Имена».

    Цель: развитие фонематического слуха

    Апрель

    1-я неделя

    Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

    Игра «Будь внимательным]»

    Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие.

    Упражнения в повторении слогового ряда.

    1.        Как только услышишь, как говорит гусь, положи на полоску бумаги желтый квадрат, услышишь, как скачет конь, — синий.

    Затем логопед произносит цепочку слогов (например: га—гоп—га) ребенок накладывает квадраты соответствующих цветов на полоску бумаги.

    2.        Логопед дает ребенку карточку-табличку с цветными квадратами и предлагает самостоятельно воспроизвести звукоподражания (га, гоп), ориентируясь на цвет квадратов

    2-я неделя

    Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

    Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

    Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; мозаика; магнитофон. Порядок действий

    1.        Упражнение в ритмическом повторении. Логопед показывает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и просит воспроизвести ритмический рисунок, произнося слог МЫ и соблюдая паузы.

    00 00 СЮ — мы-мы мы-мы мы-мы пауза пауза

    2.        Игра «Будь внимательным!» Взрослый просит ребенка:

    • положи столько мозаик (геометрических фигур, конфет), сколько раз услышишь слог БЫ: бы-бы-бы;
    • выложи из мозаики ритмический рисунок слоговой цепочки кы-кы кы-кы: 00 00

    Вариант. Упражнение на закрепление понятия о схеме ритма. Логопед просит:

    • придумай свой ритмический рисунок и выложи его из деталей мозаики;
    • смотри на свой рисунок и произноси слог ТЫ, нажимая пальцем на каждую из мозаик и соблюдая паузы, а мы тебя запишем на магнитофон.

    Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма. Логопед дает ребенку лист бумаги и цветные карандаши (или краски и кисточку) и просит нарисовать столько кружочков, сколько раз он хлопнул, произнося слово «ворона».

    Вариант. На листе бумаги, который логопед предлагает ребенку, нарисовано несколько одинаковых фигур (квадраты, треугольники, овалы). Взрослый просит ребенка раскрасить столько фигур, сколько раз он отхлопал. 0 0 0 0 0 0

    молоко

    0 0 0 0 0 0

    корона

    3-я неделя

    Игра «Угадай слово»

    Цель, закрепление понятий о слоговой структуре слова с опорой на восприятие тыльной стороной ладони движений нижней челюсти.

    Упражнение на соотнесение количества движений нижней челюсти и количества слогов.

    Взрослый просит ребенка тыльной стороной ладони прикоснуться к нижней челюсти и сказать слово, состоящее из прямых слогов («вата»), обращая его внимание на то, что количество движений нижней челюсти соответствует количеству слогов в слове. Затем спрашивает:

    • Сколько раз ты открыл широко рот?
    • Сколько частей в слове «вата»?

    Примечание. Вначале это упражнение нужно проводить перед зеркалом.

    Упражнение на закрепление понятий о слоговой структуре слова.

    Игра «Доскажи словечко»

    4-я неделя

    Упражнение на соотнесение слогов с геометрическими фигурами.

    Логопед дает ребенку коробку с геометрическими фигурами и предлагает: «Клади на полоску цветного картона столько

    кружков, сколько услышишь слогов».

    Вначале произносятся цепочки одинаковых слогов:

    ма-ма;

    ма-ма-ма;

    ма-ма-ма-ма;

    па-па;

    па-па-па;

    па-па-па-па.

    Затем логопед произносит цепочки слогов, различающихся гласным звуком, и предлагает ребенку класть кружок, когда он

    услышит слог МА, и класть квадратик, когда прозвучит слог МУ: ма-му-ма-му — квадрат — кружок — квадрат — кружок.

    Вариант. Упражнение на дифференциацию слогов.

    Логопед дает задания и задает вопросы:

    • Послушай слово, которое я скажу: нога.
    • Сколько ты услышал слогов? Если они разные, клади две разные фигуры.
    • А теперь слушай внимательно слова, которые записаны на магнитофон (4—6 слов), и клади на стол фигуры.
    • Какие слова ты запомнил?

    Упражнение на дифференциацию слогов.

    Цель: развитие фонематического анализа на основе упражнений в соотнесении и дифференциации.

    Игра «Угадай слово»        

    Май

    1-я неделя

    «Рифмовки-перепутанки».

    «Подбери картинку, которая звучит похоже».

    «Назови слово, которое отличается от остальных»

    2-я неделя

    Игра «Пирамидки».

    Игра «Бусы для куклы».

    Цель: развитие навыка фонематического анализа на основе выполнения конструктивных действий.

    Игра «Повтори — не ошибись».

    Ком — дом — том.

    Пакет — макет — букет.

    Банан — диван — капкан.

    Минута — монета — конфета.

    Утка — дудка — будка.

    Дата — вата — хата — мята.

    Вагон — лимон — батон — бетон.

    Отметка — пипетка — конфетка — котлетка

    3-я неделя

    Итоговая диагностика

    4-я неделя

    Литература

    1. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки овладения языком / Кн. для логопеда. — М., 1987.
    2. Кириллова Е. В. Формирование предпосылок фонематических представлений у детей раннего возраста с неврологической симптоматикой / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М., 2007.
    3. Левина Р. £. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
    4. Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М., 2010. (Библиотека Логопеда).
    5. Худенко Е. Д, Кириллова Е. В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. — М., 1999. — Вып. 6.

    Дошкольная педагогика • Май • 2017


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com