Дидактический материал к лексической теме: " Игрушки"

Гольская Оксана Геннадьевна

       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ИГРУШКИ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

      Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Дети (от 4 лет) должны знать:

  • обобщающее понятие игрушки;
  • названия,предназначение игрушек;
  • чем одна игрушка отличается от другой;
  • как играть той или иной игрушкой (как с ними обращаться);
  • из каких деталей состоит игрушка;
  • классификацию игрушек по материалу;
  • отличие игрушек от других предметов.

Активизация словаря.

Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);

Прилагательные: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерча­тая, пластмассовая, яркая, нарядная;

Глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.

                                                                                          

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов(3-4 года)

       Занятие 1.Тема «Игрушки»

       Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, форми­рование простого предложения.

       Оборудование: игрушечный грузовик, 5—6 игрушек (большой и маленький мячи, кубик, кукла, машинка, пирамидка).

       ХОД ЗАНЯТИЯ

       1. Оргмомент.

Педагог спрашивает детей, какие подарки они любят получать больше всего. Дети называют. Педагог обобщает, что это — игрушки и что их очень много в детском саду.

       2. Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».

Педагог привозит на грузовике игрушки, просит детей помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки. Дети берут по одной иг­рушке, называя ее: «У меня зайка». Если у ребенка возникают за­труднения при выполнении задания, педагог называет игрушку сам, а ребенок должен повторить за ним.

       3. Игра «Наведи порядок».

Педагог просит детей внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиг­рать с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.

А теперь ребятам нужно

Убирать игрушки дружно,

Убирать, а не ломать.

Позже будем вновь играть!

Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.

       4. Итог.

О чем мы сегодня говорили? Как это можно назвать одним словом? Пусть каждый назовет свою любимую игрушку.

 

       Занятие 2. Тема «Магазин "Игрушки "»

       Цель: закрепление названий игрушек, формирование простого предложения.

       Оборудование: незнакомые детям игрушки.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

       1. Оргмомент.

Педагог читает двустишие.

Надо, надо поиграть, Пойдем игрушки покупать. Дети, где можно купить игрушки?

       2. Дидактическая игра «Магазин».

На столе раскладываются незнакомые детям игрушки. Это — «при­лавок» магазина. Педагог — продавец, дети — покупатели. Дети при­ходят в магазин и покупают понравившуюся игрушку. Каждый ре­бенок может купить только одну игрушку. Между ребенком и педа­гогом происходит такой диалог:

Педагог. Какая игрушка тебе здесь нравится?

Ребенок. Мишка.

Допускаются однословные ответы.

Педагог. Повтори: «Я хочу купить мишку. Дайте мне мишку, пожалуйста». Ребенок повторяет.

Педагог. Скажи мне «спасибо».

       3. Свободная игра.

Детям разрешается поиграть с игрушками.

       4. Дидактическая игра «Какой игрушки нет?» На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза.

Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно по­смотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».

       5. Итог.

Педагог читает детям любое стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.

 

 

                                                                                     Лексический строй речи

  • Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

  • Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном поряд­ке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рас­смотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в ка­ком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убра­ли", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

  • Игра «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в пред­ложенной последовательности и называет, какие игрушки он рас­ставил.

                                                                                Грамматический строй речи

  • Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сде­лана?)» (детям от 4 лет)

Игрушка из резины — резиновая,

... железа — железная,

... дерева — деревянная,

... меха — меховая,

... материи — матерчатая,

... пластмассы — пластмассовая.

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Мяч —мячик,                             кукла — куколка,                   мишка — мишенька, мишутка,

машина — машинка,                   собака — собачка,                    пирамида — пирамидка,

локоть — локоток, локоточек,   рука — ручка, рученька,       голова — головка, головушка,

нога — ножка, ноженька,            плечо — плечико,                     лицо — личико,

щека — щечка,                             брови — бровки.

  • Образование и склонение в родительном падеже существи­тельных множественного числа «Один много» (детям от 5 лет)

Мяч — мячи — мячей,

кукла — куклы — кукол,

кубик — кубики — кубиков,

мишка — мишки — мишек,

собачка — собачки — собачек,

пирамида — пирамиды — пирамид,

матрешка — матрешки — матрешек,

нога — ноги — ног,

машина — машины — машин,

рука — руки — рук,

голова — головы — голов,

лицо — лица — лиц,

кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),

плечо — плечи — плеч,

щека — щеки — щек,

ресница — ресницы — ресниц,

бровь — брови — бровей.

  • Согласование существительного с личным местоимением

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;

мой — мяч, мишка, слон.

  • Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,

кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,

мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,

машина едет — машины едут.

  • Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, крас­ный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твер­дый;

кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.

  • Формирование сложноподчиненного предложения с проти­вительным союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.

                                                                Лексико-грамматический строй речи        

  • Игра «Чей? Чья?»

На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду  их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послу­шайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.

Дети достают игрушки из коробки.

Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)

Этот слон чей? (Этот слон мой.)

  • «Мы с игрушками играем». Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучи­вая его наизусть.

  •      « Что делают игрушки ?» Составление сложных предложений с союзом а. Воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:

Кукла лежит, а ежик стоит.

 Робот стоит, а мишка сидит.

Машина едет, а самолет летит.

Мячик скачет, а шарик висит.

Гномик прыгает, а кукла спит.

  •   «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания. Воспитатель выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
  •   «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.

Воспитатель раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)

  •  «Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

кукла — куколка,

матрешка — матрешечка,

мяч — мячик.

  • «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.

Воспитатель выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)

  •   «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.

Воспитатель раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их пара­ми так, чтобы получились рифмованные предложения.

У Руслана — домик, у Танюши — гномик.

У Иринки — флажок, у Никитки — петушок.

У Коли — матрешка, у Миши — гармошка.

У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка.

У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка.

У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка.

У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет.

У Маши — пушка, у Паши — хлопушка.

Воспитатель произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.

  • «Один — много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.

Воспитатель обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.

  •   « Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.

Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он — не игрушка, с ним не играют).

  • Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

А. Кузнецова

  • Чтение любимых стихов детьми (работа над выразительностью чтения).

  • « Что вверху, а что внизу ?» Составление предложений со словами вверху, внизу.

На наборном полотне воспитатель выставляет в два ряда картинки с изображением игрушек. Отвечая на вопросы логопеда, дети составляют предложения:

Вверху кукла (матрешка, гармошка, робот, барабан, флажок).

Внизу мишка (зайка, кубик, домик, пушка, неваляшка, кроватка).

Картинки меняются местами, и игра повторяется.

«Где игрушки ?» Практическое употребление в речи и дифференциация предлогов на, под.

Воспитатель ставит одну игрушку на стол, а другую — под стол. Дети должны ответить, где находятся игрушки.

Кубик на столе, а машина под столом.

Кукла на столе, а матрешка под столом.

Неваляшка на столе, а робот под столом. И так далее.

  • «Из чего сделаны игрушки?» Знакомство с понятиями деревянная, железная, пластмассовая.

Воспитатель подбирает три игрушки, изготовленные из дерева, железа и пластмассы. Объясняет детям, из чего они сделаны, и просит найти в игровом уголке другие игрушки, изготовленные из такого же материала. Дети находят игрушки и объясняют: «Самолет железный, он из железа». И так далее.

  •  «Слушай внимательно, выполняй старательно». Выполнение двухступенчатых инструкций воспитателя.

Кубик положи на шкаф, а колечко спрячь в рукав.

Мишку поставь в уголок, а мячик брось в потолок.

Шарик спрячь под шапку, а картинку положи в папку.

Матрешку поставь на окошко, а мозаику спрячь в ла­дошке.

Куклу положи в кроватку, а зайку посади в коляску.

Дети объясняют, что они делали.

  • Чтение с выражением стихотворения «Поиграем».

На лошадке ехали, до угла доехали.

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!

И. Токмакова

                                                        Формирование выразительности речи

  • Упражнение для развития понимания вопросительной инто­нации

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

Да за то, что он надут.

Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?

Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.

                                                                             Формирование контекстной речи

  •  Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

Ой, доска кончается, сейчас я упаду.

Вопросы к стихотворению:

Кто идет? (Бычок идет.)  Что он делает? (Качается, вздыхает.)  Почему он вздыхает? (Он боится.)  Чего он боится? (Боится упасть.)

Повторное чтение стихотворения воспитателем.

Заучивание стихотворения ( индивидуально, по цепочке).

Работа над интонационной выразительностью речи детей (чув­ствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).

                                                                                      Развитие связной речи

  • Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.

«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»1.

1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостат­ков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.

  • Описание игрушки

Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней крас­ный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.

Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.

Составление описательного рассказа производится по воп­росам: Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть? (можно использовать схемы - модели).

   

                                                                              (образец - рассказ описательного рассказа по игрушке)

                                                                  

  • Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».

Воспитатель читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.

«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

-Дай башню!

- Не дам!

- Дай хоть кубик!

- Один кубичек возьми!

Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»

Воспитатель помогает детям понять, почему башня развали­лась, какой кубик должен был взять Миша.

 

  •  Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию.

 

                                                                                         Сенсорное развитие

  • «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Воспитатель  подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.

Выполнение инструкций воспитателя.

Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.

Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.

Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.

  • «Где игрушка ?» У детей в руках по игрушке. Воспитатель показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».
  •   «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.

Воспитатель вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, малень­кая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.

  • «Волшебный мешок».

Воспитатель готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.

Я нашел матрешку и куклу.

Я нашел кубик и мячик. И так далее.

                                                                     Работа над звуковой стороной речи  

•«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...

•           «Повтори чистоговорки»

Бик-бик-бик — кубик;

бан-бан-бан — барабан;

 ла-ла-ла — юла;

лет-лет-лет — самолет;

на-на-на — машина;

ка~ка-ка — куколка;

  • «Похлопаем в ладоши». Воспитатель вместе с детьми произносит рифмованную миниатюру. Дети заучивают ее наизусть.

Раз, два, три —

На игрушки посмотри!

Раз, два, три, четыре —

Мы игрушечки купили!

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем с ними мы играть!

  • «Найди картинку».

Воспитатель выставляет на наборном полотне картинки с изображением игрушек и четко их называет. Дети повторяют. Затем логопед просит детей найти картинку, название которой начинается со слога са (мат, гар, кук, пи, ро, миш, 6а).

Картинки: самолет, матрешка, гармошка, кукла, пирамида,  робот, мишка, барабан.

 

  • Загадки

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)

В пути не смолкает, вдаль увлекает,

Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)

Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль нельзя на нем промчаться,

Только можно покататься. (Конь-качалка.)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)

Мячик

С утра на лужайку бегу я с мячом,

Бегу, распеваю, не знаю о чем...

А мячик, как солнце, горит надо мной,

Потом повернется другой стороной

И станет зеленым, как травка весной.

А. Барто

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

А. Барто

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А. Барто

Мяч

Стукнешь о стенку — а я отскочу.

Бросишь на землю — а я подскочу.

Л. Квитко

Медвежатки

Медвежаток я взяла,

Посадила у стола:

Угощайтесь, медвежатки,

Ешьте мед хороший, сладкий!

А они себе сидят

И ни капли не едят:

Хоть они и любят мед,

Но раскрыть не могут рот.

Г. Бойко

Сколько у меня игрушек?

Там, в углу, лежат игрушки,

Отдыхают в тишине...

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Черногривого коня.

Бурый мишка мой — четыре,

Белка рыженькая — пять...

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

А. Бродский

Берегите игрушки

Грузовик без колес,

У ежика отклеен нос,

Стали черными цыплята,

А из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старушки.

Берем же скорей

Иголки и клей,

Нитки, катушки

И чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши.

 Э. Успенский

 

  • Игра «Магазин игрушек»

Задачи .

Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры

Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, иг­рушек (куклы и др.).

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла.

Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.

Продавец. Это кукла.

Незнайка. Сколько она стоит?

Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.

Кукла

Я хорошая игрушка.

Для Незнайки я — подружка.

Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.

  •  Физкультминутки - логоритмика

 Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Но назад идет отряд,

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый

«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча.|

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Петушок, флажок, матрешка,

Барабан, юла, гармошка.

Можно выставить на доске картинки. Это поможет быстрее запомнить считалку.

Считалка под мяч.

В гости к нам пришла считалка,

Рассказать ее не жалко.

Мы считалочку учили

И мячом по полу били.

 

Принесли мы вам подарки, (дети выбирают игрушки)

Что захочешь, то возьмешь.

Вот вам кукла с лентой яркой,

 Конь, волчок и самолет.

Что ты, Леночка, берешь?

Скачет конь наш чок-чок-чок.

Слышен топот быстрых ног. (дети повторяют движения игрушек).

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Вот как кружится волчок.

Покрутился, на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

А теперь за дело дружно —

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

Стойкий солдатик

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте — скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже... А потом...

Марш на месте не спеша.

Дети. Зарядка хороша.

Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, при­чем текст произносят дети, предварительно разучив его.

Карусели

Сели мы на карусели,                     Полуприседание.

На качели пересели.                       Шаг в сторону и полуприседание.

Сто знакомых встретили,              Повороты туловища в стороны.

На поклон ответили:                      Наклоны вперед с разведением

Здравствуйте.         рук.
Бежали наши ножки                       Бег на месте.

по узенькой дорожке,

А еще ноги шли по дороге —         Ходьба на месте.

Вот наш дом, здесь и отдохнем.      Спокойно садятся, выполняют

                                                           одно из упражнений на дыха­ние.

Я хожу, хожу, хожу, Вдруг я куклу разбужу! Кукле надо отдыхать,

Кукле хочется поспать Я на цыпочках хожу, Куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу.

Кукла спит

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Полуприседание, удержание позы.

Потягивание на носочках, глу­бокий вдох.

Руки на поясе, ходьба на носоч­ках,

проговаривание шепотом.

Флажок

Вот мой флажок  качается.

Вот так

Вот я своим флажком машу,

Вот так

Ванька, встань-ка

Ванька, встань-ка! Ванька,               Поднимаются на носочки.

встань-ка!

Приседай-ка, приседай-ка.               Приседают.

Будь послушен, ишь какой!

Нам не справиться с тобой!             Грозят пальчиком то одной, то

                                                              другой руки.

Карусели (хоровод)

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.                      Карусель движется в правую

                                                              сторону, медленно.

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра.

 

  Бегут .Меняют направление движения.  Темп движений постепенно за­медляется.

  Пауза .Кланяются друг другу.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, —

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик тот достать,  ,

Надо на носочки встать.

                                                               

 

Итоговый день по лексической теме "Игрушки" для детей 5-6 лет

При планировании итогового дня необходимо учитывать ряд требований:

  • наиболее результативным является сценарный вариант пла­нирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает пол­ную преемственность в работе обоих педагогов, узких спе­циалистов (автор предоставляет вам возможность мотива­цию продумать самим, а основных героев подсказал);
  • тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планиро­вания, поскольку параллельно решаются другие задачи вос­питания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким об­разом, чтобы дети переключались с одного вида деятель­ности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;
  • для детей младшего дошкольного возраста ведущими моти­вами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;
  • игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и воз­раста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызыва­ют герои мультфильмов и сказок, в роли которых высту­пают воспитатели. Особую группу составляют дети с об­щим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может при­влечь лишь на несколько минут. Эмоциональное воспри­ятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персона­жей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами пе­ревозбуждения детей и их расторможенности;
  • важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было доста­точно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развива­ющей среды по теме;
  • необходимо чередовать групповую, подгрупповую и инди­видуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учи­тывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут­реннее время в старших группах).

Основные цели дня:

Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.

Активизировать словарь по теме (названия, признаки и дей­ствия).

                Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.

                Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.

Ожидаемый результат изучения темы.
Дети должны знать:

  1. названия игрушек, их отличительные признаки, состав­ные части;
  2. как можно играть той или иной игрушкой;
  3. из какого материала сделана игрушка.

Дети должны уметь:

  1. классифицировать игрушки по ведущим признакам, опи­сывать их;
  2. выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;
  3. использовать в речи активный словарь по теме.

 Активизация словаря.
Названия: игрушки разных видов — сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортив­ные, театрализованные, народные, самоделки, их части.
Признаки: форма, цвет, величина, качество материала (мяч — круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная иг­рушка; Петрушка — озорной, смешливый, милый, разговорчи­вый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализован­ная игрушка).
Действия: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конст­руировать, собирать, складывать, кормить, укладывать' спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.

Основной игровой персонаж (варианты) - Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.

                                                                 

Первая половина дня. Утро                                                        

  • Вводная беседа

Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию ос­новных этапов дня.

* * *
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас - Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пы­таются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, за­давая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?

Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, лов­кими, умными, внимательными, активными.

  •  Утренняя гимнастика

«Мы - игрушки»
Цели: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство рит­ма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.

 

  •  Пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек?»

Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине..

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Черногривого коня.

Бурый мишка мой — четыре.

Белка рыженькая — пять.

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.
А. Бродский

Дети попарно соединяют ша­лашиком пальцы рук.

Сжимают пальцы в кулачки. '

Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе.

Большой палец, мизинец и безы­мянный собирают в щепотку, а указательный и средний подни­мают вверх, как ушки. Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и поше­веливая ими. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, ос­тальные подбирают, изобража­ют скачку.

Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.


 

  • Упражнение с элементами психогимнастики  «Магазин игрушек»

Дети отправляются в магазин игрушек, используя разные виды ходьбы и бега. Подходят к витрине. Педагог предлагает показать, кого они увидели на ней. Все упражнения дети делают по 5—6 раз вместе с педагогом, который показывает и описываёт движения. Он же выступает в роли директора магазина игрушек.

Чебурашка (напряженно)
Педагог. Раскроем наши ладони. Приставим их к вискам, на­подобие больших ушей. Наклоним голову влево, вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии.
Дети выполняют.
Кто это, дети?

Дети. Чебурашка.;
Педагог. Что он хочет нам сказать?
Дети (кланяются). Здравствуйте! Идите к нам! (Качают голо­вой вперед — назад.) Не хотите ли что-нибудь купить? (Качают головой из стороны в сторону.) Без вас скучно.
 Спящий Продавец
Педагог. Пока детей не было в Магазине, продавец заснул. Он уронил голову расслабленной на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удер­жать. Падает туда-сюда, едва ее поднимешь.
Дети выполняют.
Самолет (напряженно, медленно — быстро)
Педагог. Вытянем руки в стороны — прямые, ровные, напря­женные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!
Дети выполняют.
Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Гудением задает и изменяет темп.) Руки не двигаются, напряжены, они — железные кры­лья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку.
Дети выполняют.
Скакалка (плавно— резко)
Педагог. А это что еще за игрушка? Сплетем пальцы в замок, сделаем волнообразные движения. Руки сплетаются, расплетают­ся в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.
Дети выполняют.
Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согну­тыми в локтях, потом прямыми. Крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на обеих в разном темпе.
Дети выполняют.
Ванька-встанька (напряженно)
Педагог. Руки прижмем к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из сто­роны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед — назад. Вот вы и сделались настоящими Ваньками - встаньками. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают вам упасть, вы только покачиваетесь.
Дети выполняют упражнение в парах с Ваньками. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Затем меняются ролями.
Воздушные шарики (расслабление)
Педагог. Посмотрите, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы — воздуш­ные шарики. Давайте будем надуваться больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы летим! Летим! Натыкаемся на стульчики, оттал­киваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко, подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опусти­лись на землю, сели.
Дети выполняют. Педагог хвалит их за то, что они выразительно изображали игрушки, а значит узнают их при встрече.

 

  • Занятия «В мире игрушек» (интегрированное)

Ожидаемый результат: дети должны уметь разделять иг­рушки на группы по названному признаку; подбирать прила­гательные к существительному, обозначающему игрушку; от­гадывать игрушку по описанию.
Цели: развивать целенаправленное внимание, память, мыш­ление (сравнение, классификацию, аналитико-синтетическую деятельность, творчество, чувство ритма), умение слушать дру­гого, радоваться успехам своим и сверстника; воспитывать куль­туру общения, бережное отношение к игрушкам.
* * *
1. Отгадывание загадок об игрушках.
Педагог. В страну игрушек пропускается только тот, кто от­гадает загадку. (Разбивает детей на команды или дает задание опре­деленной подгруппе.)

Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. (Мяч.)

Упадет — подскачет, ударишь — не плачет! (Мяч.)

Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте — и она помчится. (Заводная машина.)

Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему "берлогу. (Плюшевый медведь.)

Пляшет кошка, а всего одна ножка. (Волчок, юла.)

Он стройный и красивый,  у него густая грива.
Жаль, нельзя на нем промчаться —
Только можно покачаться. (Конь-качалка.)

Закрывает она глазки,

Ей рассказывают сказки,
Может «Мама!» закричать
И в коляске полежать. (Кукла.)

Чтоб колечки нанизать,все размеры надо знать.
Ну а сверху можно смело даже шляпку надевать. (Пирамидка.)

2.Словесное разделение игрушек или предметных картинок на группы.
По материалу — железные, пластмассовые, деревянные,, ме­ховые, матерчатые, глиняные, бумажные, резиновые.
По назначению — спортивные, конструкторы, для игр с песком, елочные, герои сказок и мультфильмов, машины, куклы.
По игровым действиям — копать, строить, разбирать и соби­рать, катать, бросать.

3.Рисование недостающей детали у игрушки, называние ее,

4.Конкурс «Кто больше назовет правил обращения с игруш­ками, сделанными из разных материалов?».

5.Конкурс «Кто соберет самую интересную конструкцию из пластмассового конструктора за отведенное время и расскажет о ней?».

6. Превращение детей в веселых заводных утят. Исполнение «Танца веселых утят».

 

  • Магазин игрушек (логоритмическое)

Ожидаемый результат: дети должны использовать лексичес­кий словарь по теме; координировать движения во взаимосвязи с речью; иметь чувство ритма и темпа, внимание к словесным сигна­лам, зрительную и слуховую память, правильное дыхание, слуховое восприятие, певческие навыки, фонематический слух, звуковую куль­туру речи, ориентировку в пространстве и собственном теле; бе­режно относиться к игрушкам.


* * *

Введение в тему.

Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки».

Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи-чи-чи».

Инсценировка песни «Моемся, чистим зубы».

Логопедическая гимнастика.

Мимические упражнения «Мишка ест лимон, соленый огу­рец, вкусную конфету, торт» и т.п.

Исполнение песни «Про Мишку».

Дыхательное упражнение «Пожалеем Мишку».

Танец «Мишка с куклой пляшут полечку».

Массаж пальцев «Дружба».

Подвижная игра «Волчок».

Пальчиковая игра «Лепим из песка».

Песня «Часы».

Педагог оставляет детям игрушки, о которых они пели, кото­рых изображали.
 

  • Игрушечная мастерская (по изобразительной деятельности)

Ожидаемый результат: дети должны иметь представление об истории игрушки; знать основные элементы росписи дымковской, богородской игрушек; уметь составлять самостоятельно узор из элементов и раскрашивать игрушку, используя характерные для , народной росписи сочетания цветов; рассказывать об особеннос­тях росписи, материале? из которого сделана игрушка, и о том, как можно с ней играть.

Цели: развивать изобразительные умения, воображение, твор­чество; формировать интерес к народной игрушке, уважение к произведениям народных мастеров.
Материалы: заготовки глиняных игрушек, образцы игрушек, ил­люстрации с изображением народной игрушки, гуашь, кисти, бумага.
* * *

Дети украшают игровой уголок готовыми поделками.

Экскурсия по «музею игрушек», в которой в качестве экскур­соводов выступают дети. Оборудование игрушечной мастерской.

Роспись заготовок игрушек (бумажных или глиняных).

Рассказы детей о своей игрушке.

                                                              

Прогулка

  • Игры с песком

Ожидаемый результат: дети должны уметь отгадывать, какая иг­рушка закопана в песок, не вынимая ее, по освобожденной части, используя осязание и зрение; представлять на основе имеющего­ся сенсорного опыта игрушку, называть ее и части; использовать в речи слова, обозначающие качества песка и материала, из которо­го изготовлена игрушка; обыгрывать с помощью игрушек сюжеты знакомых сказок, Мультфильмов.
Цели: развивать восприятие, воображение, умение анализиро­вать и синтезировать; воспитывать дружеские отношения в процессе игры; формировать интерес к играм с природным материалом.
Материалы: миниатюрные пластмассовые, фарфоровые и ре­зиновые игрушки (человечки, животные, машины); элементы строительного материала; втыкалочки с изображением растений.
***
Педагог прячет в сухой песок в песочнице или ящике (это — волшебный замок Песочного короля) разнообразные пластмас­совые игрушки и просит детей, засунув туда руки, на ощупь уз­нать игрушку и сказать, из чего она сделана. Затем нужно угадать игрушку по небольшому фрагменту, освобожденному из песка, вынуть ее всю (освободить из плена) и проверить правильность своей догадки. Далее с освобожденными игрушками обыгрывается сказочный сюжет.


 

  • Малоподвижная игра «Заводные игрушки»

Ожидаемый результат: дети должны знать особенности внеш­него вида и назначение механических игрушек.
Цели: развивать умение с помощью напряжения или расслаб­ления мышц показывать особенности материала, из которого из­готовлена игрушка, и действия с ней; активизировать воображе­ние, словарь по теме; воспитывать чувство ритма, умение внима­тельно слушать педагога и действовать по сигналу.
* * *
Сначала дети сами называют любимую игрушку и, после того как педагог заведет ее воображаемым ключиком, изображают иг­рушку в движении, выполняя его с напряжением мышц (метал­лическая, деревянная, пластмассовая) или расслаблено (матер­чатая, меховая, резиновая, бумажная, поролоновая). Затем педа­гог сам определяет игрушку, а дети должны вспомнить, из чего она сделана, и изобразить ее. В игре можно использовать музы­кальное сопровождение.

 

  •  Игры со спортивными игрушками

Ожидаемый результат: дети должны пользоваться спортив­ными игрушками до назначению, называть их; самостоятельно организовывать подвижные игры.
Цели: развивать ловкость, глазомер, быстроту, скорость реак­ции; формировать умение договариваться, уступать друг другу, честно выполнять правила игр.
Материалы: мячи, скакалки, кегли, шары и др.
* * *
Педагог обговаривает с детьми, в какие спортивные игры они хотели бы поиграть, какие игрушки им для этого нужны, где удоб­нее разместиться, чтобы не мешать остальным. Предлагает вспом­нить правила выбранной игры. Сам педагог может выступать в роли арбитра.


Вторая половина дня

  • Ручной труд «Игрушки-самоделки»

Ожидаемый результат: дети должны знать, чем отличаются са­моделки от других игрушек, какой материал и как можно исполь­зовать для их изготовления; использовать в речи названия игру­шек, их составных частей, материала, инструментов; уметь исполь­зовать для изготовления игрушек-самоделок разнообразный природный Материал или искусственные материалы, освоенные способы крепления.
Цели: развивать творчество, внимание, воображение, плани­рующую функцию речи; формировать эстетический вкус, умение радоваться достижениям своих товарищей.

 

  •  Сюжетно-ролевая игра «Машины на нашей улице»

Ожидаемый результат: дети должны уметь самостоятельно придумывать сюжет игры с разнообразными машинами и атрибутами, изображающими улицу; педагогу, как равному игровому парт­неру, рассказывать о назначении разных частей машины (ремонт­ная мастерская), использовании машин человеком (стройка, про­блемные ситуации на улицах и др.); строить диалог в соответ­ствии с ролью и конкретной игровой ситуацией.
Цели: развивать воображение, игровой диалог, творчество; вос­питывать умение играть дружно, договариваться, справедливо рас­пределять роли, при сочинении сюжета дослушивать товарища до конца, не перебивать; самостоятельно разрешать конфликтные си­туации.
* * *
Педагог рассказывает детям о том, как она добиралась на транс­порте на работу, как сломалась машина, и что было дальше. Пред­лагает детям вспомнить, какие машины они видели на улице, на чем едут до детского сада, где ремонтируют машины, как им ока­зывают помощь в дороге и т.п. Спрашивает, не хотят ли они поиг­рать с машинами? Как будут играть? Какие наметят роли? Что будет делать ребенок в каждой из них? Как равный игровой парт­нер, педагог берет на себя роль начальника ГИБДД, ремонтной мастерской, службы помощи на дорогах, стройки. В процессе игры отслеживает игровые умения и навыки детей, в том числе и свя­занные с использованием игрушек.

 

  •  Дидактическая игра «Детский мир»

Ожидаемый результат: дети должны уметь описывать игрушку по плану (Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?); взаимодействовать с педагогом в роли покупателя, ис­пользуя речевые обороты «добрый, день», «скажите, пожалуйста», «я хочу у вас купить игрушку», «спасибо».
Цели: развивать описательную речь, внимание, память, куль­туру речи, общения; воспитывать вежливость.
* * *
Педагог выступает в роли продавца, дети становятся покупа­телями. Чтобы купить игрушку, ребенок должен ее назвать, опи­сать по плану, предложенному педагогом, используя в речи веж­ливые обращения.

Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата —
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Н. Воронина

  • Театрализованные игры

Ожидаемый результат: дети должны при обыгрывании сюжета сказки или стихотворения использовать на выбор разные театрали­зованные игрушки (пальчиковые, на фланелеграфе, би-ба-бо); с помощью игрушек и выразительных средств речи создавать игро­вой образ; при необходимости из подручных средств изменять или дополнять внешний образ героя; понимать назначение театрализо­ванных игрушек, их условность.
Цели: развивать творчество, воображение, монологическую и диалогическую речь, выразительность речи и пантомимики; вос­питывать интерес к театрализованным играм.
Материалы: сюжетные наборы картинок для фланелеграфа, ширма и куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, мини-декорации для театра игрушек, элементы костюмов для детей.
Содержание игр может быть любым, но опираться оно должно на знакомые сказки, рассказы, стихи.

  • Сочинение историй об игрушках

Ожидаемый результат: дети должны уметь придумывать ма­ленькие истории об игрушках, с которыми обращаются плохо, обозначая в рассказе логическую последовательность событий, диалоги и используя личный опыт и опыт своих товарищей; вы- разительно изображать с помощью речи, мимики и пантомимики героев своих историй.
Цели: развивать воображение, речь, умение сопереживать, проявлять сочувствие к проблемам своих героев; воспитывать уме­ние внимательно относиться к идеям своих товарищей, выслу­шивать до конца, проявлять интерес к творчеству сверстников.
* * *
Педагог предлагает детям придумать историю о какой-нибудь игрушке на выбор. Начинаем рассказ словами: «В одном детском садике жили-были игрушки». Задает детям вопросы: Что с ними случилось? Что они делали? Кто им Помогал? Какие препятствия они преодолевали? Педагог дает возможность высказаться каждо­му ребенку. Затем предлагает детям выбрать наилучший вариант. Сюжет можно даже записать. Далее педагог может предложить детям проиллюстрировать сочиненную историю.

 

  •  Выставка игрушек-самоделок

Цели: доставить детям радость от результата собственного тру­да, вызвать положительные эмоции от демонстрации игрушек, рас­сказывания о них.

* * *
Педагог организует вместе с детьми выставку игрушек-самоде­лок. При этом обращает внимание на то, как стоят игрушки, устой­чиво ли, удобно ли их рассматривать, есть ли бирка с указанием того, кто сделал эту игрушку. Просит детей рассказать о своих иг­рушках по плану.

Что это? ,

Как называется или как зовут?

Из чего игрушка сделана? Каким способом?

Как игрушка украшена?

Как будет использоваться в игре?
 

  • Чтение стихотворения «Игрушки»

Ожидаемый результат: дети должны внимательно слушать сти­хотворение, запоминать его содержание, отвечать на вопросы педагога.
Цели: развивать воображение, память, активность детей.
* * *
Педагог читает детям стихотворение и задает вопросы по его содержанию.
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И Петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.

В каком магазине продаются игрушки? О каких игрушках говорится в стихотворении? Какие еще игрушки продаются в «Детском мире?» Какие игрушки вы покупали вместе с мамой и папой? Какие игрушки вам дарили на день рождения? Почему после игры надо убирать игрушки на место?

                                                                                                  

  • Контрольные вопросы и задания.

Какие игрушки вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Расскажи, как можно поиграть с игрушкой. Из каких деталей состоит игрушка? Из какого материала она сделана? Как называются игрушки, которые делают народные мастера из глины, дерева и другого материала? Какие народные игрушки вы знаете? Как называются игрушки, Которые используют в различных подвижных играх и упражнениях? Как называются игрушки, из которых дети что-то строят, собирают? Как называются игрушки, которые используют только на Новый год? Как называются игрушки, сделанные детьми и взрослыми из бумаги, природного материала, каких-то старых вещей? Почему не все игрушки можно разобрать по деталям? Почему глиняные, стеклянные, фарфоровые игрушки требу­ют очень бережного обращения? Почему игрушки после игр надо положить или поставить на место? Как нужно ухаживать за разными игрушками? Почему девочки больше играют в куклы, а мальчики с маши­нами? Где можно купить игрушки? Как называется этот магазин (отдел)? Чем отличаются разные куклы? Машины? Конструктор? Настольно-печатные игры? Какая твоя любимая игрушка? Почему? Как ты с ней игра­ешь? Какое имя ты ей дал? Где она хранится? О чем ты с ней разговариваешь? Что можно делать с мячом? (Бросать, катать, ловить, отби­вать, перебрасывать, крутить.) Данный вопрос можно задать по любой игрушке. Расскажи об игрушке. Какая она? (Форма, цвет, размер, вес, какая на ощупь, из чего сделана, чем отличается от других, чем нравится.)

                                                                 

  • Список литературы

Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Про­свещение, 1972.

Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слу­ха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. Комплект листов для выполнения заданий ребенком. — М.: Акалис, 1995. — Серия «Опыт рабо­ты практического педагога».

Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошколь­ников. — М.: Школа-Пресс, 1999.

Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Про­свещение, 1985.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедичес­кие занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. — М.: Гном-Пресс, 1998.

Кравченко И. А Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. — 64 с. — Серия «Опыт работы практического педагога».

Лопухина И. С. Логопедия. — М.: Аквариум, 1995.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просве­щение, 1988.

Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.

Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной ре­чи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1968.

Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1987.

Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков зву­кового анализа и обучение грамоте. — М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.

Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1991.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специаль­ном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим не­доразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Альфа, 1993.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания де­тей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского са­да). — М.: Министерство образования РСФСР, 1993.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                    С уважением, О.Г. Гольская.

     "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").

                                                                                                                                                                                                                                                     

                                       

Скачать:

Предварительный просмотр: