Главные вкладки

    Формирование детского круга чтения с учетом особенностей возраста

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    Умение правильно  формировать круг детского чтения – основа профессиональной деятельности

    воспитателя   ДОУ.  Не  обладая  этим  умением,  нельзя  вырастить   талантливого  читателя   в  ребенке.

     

    ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КРУГА ЧТЕНИЯ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТА

           Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

           Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

           По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

           Процесс общения ребёнка дошкольника с книгой - это процесс становления в нём личности. При формировании круга детского чтения перед воспитателем стоит задача расширить мир писательских имён и названий произведений. В программу вводятся как произведения классические, хрестоматийные, известные не одному поколению детей и любимые ими, так и произведения забытые, отвергнутые по каким-либо причинам, но в своё время популярные, а нашему времени созвучные. В программу включены лучшие произведения, написанные в наше время и получившие признание читателей, а также свидетельствующие о том, как развиваются ведущие направления в литературе последних десятилетий, - авторская сказка, природоведческая книга, поэзия нонсенса.

           Программа - хрестоматия строится по тематическому принципу с учётом возрастных особенностей детей и с "запасом на вырост", то есть мы учитываем зону ближайшего развития ребёнка. Тематика произведений, предлагаемых для чтения, усложняется и расширяется от одной возрастной группы к другой.

           Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет жизни, так как это возраст богатейший по способности ребёнка быстро познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений, они перенимают нормы поведения окружающих, овладевают речью.

           Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной мудрости.

    Знакомство малыша с народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснётся, даёт себя умыть.

                                                   Водичка, водичка.                                

                                                  Умой моё личико,

                                                  Чтоб глазоньки блестели,

                                                  Чтоб щёчки краснели,

                                                  Чтоб смеялся роток,

                                                  Чтоб кусался зубок.

            Развеселить. "Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая..."

           Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полной глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

           В круг детского чтения вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен - это золотой фонд. «Наши уточки с утра Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду. Потерял пастух дуду...»

           Детская лирика пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления. Потешки в большинстве связаны с движениями, с пляской, они отличаются бодрым, жизнерадостным ритмом. Так держа ребёнка на руках, мать хлопает его ладошками в ритм песенки.

           В песенке "Сорока-ворона» ребёнок водит пальчиком по ладошке, как будто мешает ложкой кашу. "Этому дала, этому дала" - загибает пальчики ребёнок.

          В народной поэзии много песенок про кота, про собаку, корову, курочку - хохлатку, про лису, про зайчика. Почти в каждой песенке животное даётся в действии, проявляет какое-то отношение к ребёнку. Песенки о самом ребёнке проникнуты большой теплотой и лаской. Большое количество песенок сопровождает игры детей: "Гори, гори, ясно!", "Зайка беленький сидит." Считалочки помогают выделить, кому водить. «Плыл по морю чемодан. В чемодане был диван. А в диване спрятан слон. Кто не верит - выйди вон!»

           Много песенок сложно о явлениях природы "Дождик, дождик, полно лить", "Солнышко, солнышко выгляни в окошко". Первые музыкальные восприятия ребёнок, получает именно от напевов этих песенок. Благодаря их мелодичности, простоте ребёнок быстро запоминает их и усваивает.

          Они служат материалом для обучения родному языку, дети постигают красоту, силу, ясность и точность именно на забавных прибаутках, поговорках. Народные песенки поучительны, уточняют представления ребёнка об окружающем, незаметно направляет его поведение. Поучение вытекает из самого содержания: так, в песенке про сороку каши не получает, тот, кто не работал, "дров не рубил, воды не носил".

           Дети постарше любят отгадывать загадки, это полезное упражнение для ума ребёнка. Например: "Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел". "Без рук, без топоренка построена избёнка" и т.д.

          Следующий жанр - это сказки. Сказки - это повествование о том, чего не бывает в жизни. Народная сказка - является источником радостных переживаний, её юмор радует. Вызывает у детей здоровый смех. Рассказывая детям о близком, знакомом, сказка всегда даёт какой - либо конкретный случай, несложный, но волнующий. Она рассказывает о том, как девочка заблудилась в лесу, как лиса обидела зайчика, выгнав его из избушки, как колобок убежал с окошка. Реальная основа сказки - окружающая ребёнка действительность; действующие лица - близкие ему люди: мать, дедушка, бабушка, сам ребёнок, а также хорошо известные звери. В сказке, как и в игре ребёнка, всё возможно: звери не только говорят, но живут и действуют как люди: кот ходит на охоту, лиса печёт блины и т.д. Дети любят сказку и за её художественную форму. Действие в сказке почти с первых слов, сразу заинтересовывает ребёнка, привлекает его внимание. Испекла баба колобок, положила на окно остудить, а он полежал, полежал, да и покатился... и т.д. Отпустили дедушка с бабушкой внучку в лес, наказали ей не отставать от подружек и т.д. Интересно начавшееся действие развивается быстро, этому помогает богатейшая фантазия сказки. В развитии действия сказки повторяет какой-либо эпизод троекратно: три раза лиса вызывает петуха из избушки, три раза коза обманывает старика и т.д. Эпизод повторяется точно, почти слово в слово, но степень нарастания действия чувствуется в каждом эпизоде («коза-дереза»)

           Сказочные повторы нравятся детям, они помогают запомнить сказку в процессе рассказывания. Простота, меткость, лаконичность языка сказки содействуют восприятию дошкольника. Характерной особенностью русской народной сказки является борьба доброго и злого начала, победа добра, справедливости и возмездия злу. Волк, проглотивший 7 козлят, в конце сказки наказан. Козлёночек - Иванушка вновь становится мальчиком и т.д. Нет прощения тому, кто творит зло. Народная сказка даёт ребёнку примеры настоящей дружбы, внимательного, заботливого отношения к товарищу, защиты его. В сказке «Кот, петух и лиса» кот с заботой относится к петуху и когда тот по доверчивости и наивности попадает в беду, кот мчится его выручать.

           О трогательной дружбе и помощи товарищу рассказывает сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», где курочка настойчиво добивается маслица - смазать петушку горлышко, чтобы проскочило бобовое зёрнышко. Здоровый юмор сказки веселит детей. Смеются дети над тем, как плутовка - лиса попадает в кадушку с тестом, и, вымазавшись, вся, убегает; как она пугается (в сказке «Лисичка со скалочкой»), когда из мешка выскакивает собака. Труд, как основа жизни человека, также нашёл отражение в народной сказке для детей. «Посадил дед репку»; («Репка») «Вышла баба в поле жать» («Лиса и кувшин»). Звери в сказках живут и действуют, трудятся, борются за своё существование: кот уходит на работу, рубит дрова; петух обед варит, в избе прибирает; коза каждое утро уходит в лес за кормом для своих козлят. Животные не представляют в сказках лишь самих себя, за ними угадываются не звериные, а иные людские отношения. Вопросы этики в сказке разрешаются просто мудро. В народной сказке нет ни наставлений, ни нравоучений. Она показывает поступки действующих лиц, вызывает к ним сочувствие и отрицательное отношение. На лице ребёнка, слушающего сказку, ясно отражаются и страх за судьбу доброго героя, и радость за него при благополучном конце. Нет необходимости растолковывать, объяснять сказку. Прежде чем прочесть сказку я знакомлюсь с ней. Потому что по-настоящему прочесть сказку - это, значит, разыграть её представить в лицах. Рассказывая сказку, можно подмигнуть, улыбнуться, сделать испуганное лицо, мимикой можно разъяснить многое, что иначе не пересказать. В первые пять лет у детей особая реакция на интонацию, мимику, жесты. Разыгрывая сказку, нужно помнить не только об актёрском мастерстве, но и об искренности, неподдельности. Во-вторых, текст должен быть доступен для дошкольного чтения. В-третьих, задача сказки, веками отточенная до афоризма - преподать «урок молодцу», поэтому читать нужно так, чтобы с помощью именно выразительного чтения донести до ребёнка её нравственный смысл. В сказках рисуют ребёнку родную природу. Это или широкая равнина «Идут они по дальнему пути, по широкому полю. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».

           Картины эти запоминаются ребёнком надолго.

           Огромное богатство сказок имеется и у других народов, в них так же, как и в русской сказке торжествует разум, добро и так же наказано зло. Например: ненецкая сказка «Кукушка» - вскрывающая вопрос о взаимоотношениях детей и родителей.

           В возбуждении интереса к сказке, в создании эмоциональной атмосферы большую роль играют элементы сказочной поэтики: присказка, концовка, а также докучная сказка. Присказка - весёлое, не связанное по смыслу с текстом сказки вступление, которое настраивает детей, а концовка завершает действие. Роль докучной сказки двоякая. Она может и разжечь и при надобности остановить неуёмный интерес ребёнка к этому жанру с помощью бесконечно повторяющегося содержания. Чтобы правильно формировать круг чтения ребёнка, в нём должны быть все разновидности сказок. Это и народные сказки, и авторская сказка. От народной она отличается постоянным текстом, созданным одним человеком, где наряду с героями народных сказок действуют герои, придуманные автором (домовёнок Кузя, стойкий оловянный солдатик и другие)

           В ряду повествовательных произведений, с которыми знакомятся дети, дошкольники стоит рассказ.  Я учу определять их тему.

           (Тема - это то, о чём говорится в произведении) вырабатывать оценочное отношение к поступкам героев на уровне «хорошо - плохо», пересказывать произведения близко к тексту.

           Гуманное отношение ко всему живому воспитывают произведения Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Медведица и медвежата», «Лиса», «Дятел».

           В разделе «Советские писатели - детям» художественные произведения различны по темам и жанру. 3. Александрова, рисуя красоту природы, говорит о любви к родному краю. А. Барто прививает детям чувство юмора, помогает им увидеть, как смешны и нелепы капризы, неряшливость.

           Произведения Маршака воспитывают в ребёнке уважительность к людям, их созидательному труду, их благородным помыслам и поступкам. Б. Бианки, Е. Чарушин, М. Пришвин, И. Соколов - Микитов, Н. Сладкое привлекают внимание детей к миру животных, стараются сдружить детвору с миром природы, научить замечать и беречь её.

           Произведения Чуковского захватывают воображение детей стремительным развитием событий «Мойдодыр», «Федорино горе» то фантастичностью происходящего («Айболит», «Тараканище»). Этот раздел самый большой по объёму. Разнообразие литературного материала, его выразительность позволяет каждому малышу найти для себя самое любимое, дорогое, волнующее. В разделах "Писатели мира-детей" - порадуют детвору произведения зарубежных писателей. Д. Родари "Чем пахнут ремёсла". Ю. Тувим "Овощи». А. Босев "Кран - Великан". У. Дисней "Три поросёнка отдыхают" и другие.

           Книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением. Её внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые яркие иллюстрации. В библиотечной зоне группы должны быть разные типы книг.

            I. Тип - книжка-картинка. Рисунки имеют главное значение.

           II. Тип - это книжка вырубка. Её обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь в тексте, и её игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребёнка к знакомству с содержанием.

           III. Тип - книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действия в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребёнок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями. В библиотечки есть книги разного типа отражения от действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, проза, поэзия, а также познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.

           Методы и приёмы работы по формированию интереса к чтению у детей являются - такие как игра - в библиотеку, "Книжкина больница", чтение с "продолжением" беседы, рисование, лепка.

         Привлечь ребёнка к чтению - одна из первых задач воспитателя. Ребёнок должен не только воспринимать последовательность в развитии действия произведения, но и отвечать на вопросы, направленные на постижения смысла произведения, то есть думать над тем, что и как происходит, и над тем, почему так происходит.

           Круг чтения детей должен быть достаточно широким не только по тематике, но и в жанровом отношении. 4-5 лет - это возраст "почемучек".

           Чтобы удовлетворить детский информационный голод, нужно приобщать их к научно - художественной литературе, она способствует развития интеллекта и познавательной активности детей, важно научить ребёнка находить интерес, прежде всего в самом тексте произведения. Привлечь ребёнка к чтению - одна из важных задач воспитателя. Воздействие литературы проявятся в будущем.

     

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

     

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки -  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой по курсу «Теория и методика развития речи детей»).