Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме: "Семья. Женский день - 8 марта"

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме  "СЕМЬЯ.  ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ - 8 МАРТА", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

          Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

          Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

                    

     

           ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ (для детей 3-4 лет)

           Приблизительный пассивный и активный словарь: мужчина, жен­щина, подарки, поздравление, цветок, любить, целовать, дарить, радоваться, обнимать, милая, ласковая, добрая, нежная.

           Занятие 1

           Тема «Готовимся к празднику»

            Цель: дифференцирование понятий «мужчина» и «женщина», их роли в семье; употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных «мама», «бабушка».

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

           2. Педагог проводит беседу о составе семьи.

           Кто живет дома? Кто мужчина? Кто женщина? Как о вас заботится мама (бабушка)? Как вас мама (бабушка) назы­вает? Как вы помогаете маме (бабушке)? Как можно на­звать маму (бабушку) ласково?

           3. Сообщение о празднике.

           Скоро будет праздник «Женский день». Это праздник всех женщин — мам, бабушек, сестер. Кого вы будете поздрав­лять с этим праздником в своей семье? Какие подарки вы будете дарить?

           Педагог подчеркивает, что лучший подарок для мамы — это подарок, сделанный своими руками.

           4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Мамин день».

           Все хожу, все думаю, смотрю: «Что ж я завтра маме подарю? Может, куклу? Может быть конфет?» Нет!

           Вот тебе, родная, в твой денек Аленький цветочек — огонек!

           5. Беседа по содержанию стихотворения.

           Кого будет поздравлять девочка? Почему она хочет по­здравить маму? Что хотела подарить дочка маме? Алень­кий цветочек — это цветочек какого цвета? Как можно сделать такой цветочек? (Нарисовать, склеить, слепить, вы­растить.)

           6. Итог.

           Что вы подарите маме (бабушке) в праздник «Женский день»?

     

           Занятие 2

           Тема «Праздник "Женский день "

           Цель: обучение выделению главного при рассматривании карти­ны, развитие умения отвечать на вопросы распространенным пред­ложением.

           Оборудование: картина с изображением праздника 8 Марта.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

           Педагог проводит беседу о предстоящем празднике.

           Какой скоро будет праздник? Кого вы будете поздрав­лять? Кто уже приготовил подарок для мамы (бабушки)?

           2. Рассматривание картины.

           Кто нарисован на картине? Кого поздравляют дети? Что они дарят бабушке? Что дарят маме?

           3. Дидактическая игра «Узнай по голосу».

           Предварительно на магнитофон записываются голоса мам де­тей. Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу.

           Педагог становится в середину круга с магнитофоном. Пока дети двигаются, педагог читает четверостишие:

           Мы немножко поиграли,

           А теперь в кружок мы встали.

           Ты загадку отгадай,

           Кто позвал тебя — узнай!

           Дети останавливаются. Включается запись. Ребенок, чья мама его позвала, должен догадаться и сказать: «Это моя мама».

           4. Итог.

           К какому празднику мы все готовимся?

     

           Занятие 3

           Тема «Моя мама»

           Цель: формирование эмоционально-экспрессивной лексики, упот­ребление ее в правильной грамматической форме. Оборудование: фотографии мам.

           ХОД ЗАНЯТИЯ

           1. Оргмомент.

           Вместе с педагогом дети рассматривают и обсуждают подарки, которые они приготовили для своих мам.

           2. Чтение рассказа «Моя мама».

           Самое первое слово на свете — «мама». Это самое замеча­тельное, самое доброе, самое любимое, самое лучшее слово на свете. Его умеют говорить все дети. Я очень люблю свою маму. Я не могу обойтись без мамы ни одного дня. А мама не может обойтись без меня. Она тоже меня очень любит. Завтра у мамы праздник. Я приготовил для нее подарок. Мама обрадуется моему подарку, улыбнется, обнимет меня, по­целует и скажет: «Как я тебя люблю, мой малыш!»

           3. Беседа по содержанию рассказа.

           Вы догадались, какой праздник завтра у мамы? Почему слово «мама» — самое лучшее? Какие слова вы скажите зав­тра маме? Какие слова скажет мама вам?

           4. Дидактическая игра «Кто больше ласковых слов скажет о маме». Детям раздаются фотографии мам. Глядя на фотографию, дети

    говорят ласковые слова.

           5. Итог.

           О каком празднике мы сегодня говорили?

          

    ТЕМА «СЕМЬЯ. ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ - 8 МАРТА» ( для детей 5-7 лет)

                  Расширение словарного запаса детей:

           названия: семья, родители, родственники, дети, работа, забота, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, младенец, племянница, тетя, дядя, подарок, сюрприз, празд­ник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан;

           признаки: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, боль­шие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная;

           действия: жить, заботиться, расти, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, зани­маться, завтракать, обедать, ужинать, жалеть, поздравить, дарить, ма­стерить, шить, вязать, вышивать.

    •        ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

           Грамматический строй речи

           Образование притяжательных прилагательных «Назови, чей?»

    Мама — (значит, ты чей? чья?) мамин (а),

    папа — папин(а),

    бабушка — бабушкин (а),

    дедушка — дедушкин (а),

    дядя — дядин (а),

    тетя — тетин (а).

           Образование простых причастий и прилагательных «Назо­ви, какой?»

    Жить — живущий,

    расти — растущий,

    любить — любимый,

    уважать — уважаемый,

    гладить — глаженый,

    стараться — старательный,

    заботиться — заботливый,

    отдыхать — отдыхающий.

           Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

    Дети — детки — деточки;

    семья — семейка;

    мама — маменька, мамулечка, матушка;

    папа — папочка, папуленька, папулечка;

    сын — сыночек, сынуля, сыночка;

    дедушка — дедулечка;

    бабушка — бабулечка;

    дочь — дочка — доченька, дочуленька;

    внук — внучек, внучок;

    внучка — внученька;

    сестра — сестричка, сестреночка;

    брат — братик.

           Образование множественного числа существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

    Семья — семьи — много семей,

    ребенок — дети — детей,

    работа — работы — много работы (работ),

    мама — мамы — мам,

    папа — папы — пап,

    дедушка — дедушки — дедушек,

    бабушка — бабушки — бабушек,

    сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей),

    дочь — дочери — дочерей,

    сестра — сестры — сестер,

    брат — братья — братьев,

    внук — внуки — внуков,

    младенец — младенцы — младенцев,

    цветок — цветы — цветов,

    подарок — подарки — подарков,

    праздник — праздники — праздников.

           Склонение существительного «Закончи предложения»

           У каждого малыша есть ... (мама). Каждый человек любит свою ... (маму). На свете очень трудно жить без ... (мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы ... (маме). Я люб­лю гулять со своей ... (мамой). Я очень горжусь своей ... (ма­мой).

    Лексический строй речи

           Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

    Мама — веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная, работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет;

    бабушка — ... ;

    дедушка — ... ;

    папа — ... ;

    брат — ... ;

    сестра — ....

           Построение монолога «Расскажи о семье по плану» (де­тям от 6 лет):

    1. сколько в семье человек;
    2. с кем живет ребенок (если неполная семья);
    3. как зовут родителей (имя, отчество);
    4. кем работают родители;
    5. сколько лет брату (сестре);
    6. в каком классе учится брат (сестра);
    7. какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая..).

           Поиск соответствующего понятия «Беседа о семье» (детям от 6 лет)

           Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? (Сын, дочь.) Кто ты бабушке? (Внук, внучка.) Кто старше: мама или бабуш­ка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи?

           Материал для запоминания «Праздник 8 Марта»

           В первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает жен­ский праздник (праздник мам и бабушек). Самое прекрасное сло­во на земле — мама. Это первое слово, которое произносит чело­век, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

    •        МИНУТКА ОТДЫХА

                                                  «Кто кому кто?»

                                                  Бабушка, бабушка, я чья дочка?

                                                  Ты Федина дочь, моего сыночка.

                                                  Мой папа большой, а совсем не сыночек.

                                                  Сыночек. Брат моих дочек.
                                                  Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

                                                  Да разве у дочки мы были? У тети!

                                                  Тетю твою я в люльке качала...

                                                  Бабушка, стой, объясни-ка сначала,
                                                  Кто мне Наташа и два ее братца?

                                                  Ладно, попробуем разобраться:
                                                  Их мама, племянницы мужа сестра,
                                                  Маленькой ох была и шустра!

                                                   А ты доводишься... Хитрое дело...

                                                   Бабушка, что-то у нас пригорело!

                                                   Тьфу ты, пока я соображала,
                                                   Все молоко из кастрюли сбежало.

                                        Я. Аким

     

    Для мамы

    Сказал мне папа: — Мила,

    А ты не позабыла?

    У мамы праздник! —

    Знаю! Платочек вышиваю,

    С каемкою, с цветами,

    Своей любимой маме.

    Г. Бойко

    Март

    Третий месяц у ворот —

    Это к солнцу поворот.

    Зимний сторож Снеговик

    Ежится, мрачнеет.

    Старый, к холоду привык,

    Он в тепле худеет.

    Верба за моим окном

    Почки распустила —

    Раньше всех в краю родном

    Расцвести решила.

    Принесу я ветку в дом

    И на стол поставлю.

    Завтра утром с женским днем

    Маму я поздравлю.

    Ю. Коринец

    Мамин день

    Все хожу, все думаю, смотрю:

    «Что ж я завтра маме подарю?

    Может, куклу? Может быть, конфет?»

    — Нет! Вот тебе, родная, в твой денек

    Аленький цветочек-огонек!

     

     

           Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                   С уважением, О.Г. Гольская

     

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи")

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com