Главные вкладки

    Диагностика понимания значений многозначных слов и фразеологизмов

    Гольская Оксана Геннадьевна

           Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           Учебно - методический комплект  диагностических  методик на выявление понимания значений  многозначных слов и  фразеологизмов создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

           Учебно - методический комплект  по организации обследования речевого развития дошкольников   будет интересен и полезен  преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

     

     

    ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

           Возраст: дети дошкольного возраста (средняя и старшая группа).

     

    МЕТОДИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

           Воспитатель:

    О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)

    О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)

    Какая бывает игла? (швейная, хвойная)

           Воспитатель:

    Про кого говорят «мастер на все руки»?

    «Мастер на все руки» - это какой мастер?

    Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?

           Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлага­ет слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просы­палась Хаврошечка? И т.д.

     Результаты диагностики

           Высокий уровень. Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
           Средний уровень. Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объяс­няет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
           Низкий уровень. Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем мно­гозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.

     

    МЕТОДИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

           Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

    В три ручья

    Как зеницу ока

    Совать нос

           Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

           Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

           Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

           "В три ручья"

    "Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. При­шел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

           Почему мама так сказала? Когда так говорят?

            "Как зеницу ока"

    "Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зе­ницу ока». «Ладно», — говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?"

           Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?

            "Совать нос"

    "Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Малень­кий Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Илюшенька, спать, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

           Почему мама так сказала? Когда так говорят?

      Результаты диагностики

           Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, пред­ложенный изолированно или в тексте, приводит примеры анало­гичных ситуаций.
           Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описан­ную ситуацию, своих примеров привести не может.
           Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.

     

           Литература.

    Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика раз­вития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагоги­ческое общество России, 2007. — 80 с.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».