Главные вкладки

    Подготовка детей к обучению грамоте - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    К студентам

               Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

                Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

    ИБ - Информационный блок;

    РБ - Расширяющий блок;

    ПБ - Проблемный блок;

    СБ - Ситуационный блок;

    БС - Блок самоконтроля;

    КБ - Корректирующий блок.

                Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

               Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

               Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

                Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

    информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

    ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест

     

       Модуль 9. Подготовка детей к обучению грамоте

    (дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

     

    Задачи:дать представление о звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте;познакомить с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста и уровнем их подготовки к овладению грамотой; задачами и содержанием работы по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в школе; сформировать понятие о задачах, содержании и методике обучения анализу и синтезу предложений, слов; о методике проведения звукового анализа слова;научить анализировать содержание программы по подготовке детей к обучению грамоте; учебно-методические пособия Г.А. Тумаковой, В. Волиной; составлять и обсуждать конспекты занятий по обучению грамоте; подбирать и проводить дидактические игры по ознакомлению детей с терминами «слово», «звук», «предложение».

    Сформировать понятие об особенностях, задачах и содержании работы по подготовке к письму; методике использования музыкально-ритмических упражнений ;научить составлять и анализировать наглядные пособия по подготовке детей к обучению письму;выработать умения учащихся использовать определенные упражнения.

    Основные понятия: процесс чтения; процесс письма; фонематический слух; фонематическое восприятие; аналитический метод; буквослагательный метод чтения; звуковой аналитико-синтетический метод.

    Основные идеи:

    • Готовность детей к обучению грамоте определяется уровнем их общего речевого развития.
    • Основой для приобретения навыков чтения и письма является развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
    • Одна из задач работы детского сада – подготовить детей к успешному усвое­нию грамоты в школе.

     

     

    Сущность подготовки к обучению грамоте

                                                                                                         

    Ознакомление детей со словом и предложением

                                                                                                        

    Ознакомление со словесным составом предложений

                                                                                                        

    Ознакомление со слоговым и звуковым строением слова

                                                                                                         

    Подготовка к обучению письму

                                                                                                         

    Чтение

                                                                                                        

    Контрольная работа по модулю № 9.

                                                                                                        

     

    Литература основная

    1. Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Подъядкова, Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 181-192.
    2. Белякова Г.П. Речевая игра «Живое слова» // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 10.
    3. Дурова Н.В. Спецкурс «Обучение дошкольников грамоте». – М., 1994.
    4. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. – С. 10-16, 21-52, 86-113.
    5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983. – С. 59-123,. 132-144.
    6. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990.
    7. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 12-16.
    8. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 161-173.
    9. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 173-177.
    10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М., 1991.
    11. Тумакова Г.А. Формирование представлений детей о звуковой форме слова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 192-202.
    12. Типовая программа воспитания и обучения в подготовительной группе детского сада. – М., 1983.
    13. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.
    14. Эльконин Д.Б., Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1963. – С. 213-227.
    15. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976.

    Литература дополнительная

    1. Архангельская Н.В., Карлсен Е.Г. О подготовке к обучению грамоте в детском саду // Подготовка детей в детском саду к школе. – М., 1955.
    2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 1983.

    "Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).