Главные вкладки

    Дидактический материал к лексической теме "Профессии: фотограф"

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

    ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. ФОТОГРАФ

    (Источник: Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя)

                                                   

    От автора

           Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профес­сиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

           Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

           Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

          Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

           Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось жела­ние как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

    •        НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Экскурсия в фотоателье

    - знакомить детей с устройством фотоателье, спецификой труда его работников;

      - развивать целенаправленное внимание, восприятие, активи­зировать словарь;

      - формировать культуру поведения и общения, интерес к про­фессии фотографа, уважение к его труду.

     

                                                      * * *

           Рассматривание здания ателье снаружи и внутри, определение назначения помещений. Наблюдение за работой приемщика заказов, фотографа, оператора печати. Беседа с фотографом. Рассматривание фотографического оборудования, готовых фотографий, их видов, размеров, особенностей бумаги. Наблюдение за компьютерной об­работкой фотографий.

     

    Экскурсия в отдел магазина «Фототовары»

    Задачи:

    - знакомить с услугами и товарами отдела, особенностями ра­боты продавца;

    - знакомить с видами фотоальбомов, фоторамок, их назначением;

    - развивать внимание, любознательность;

    - формировать культуру поведения в общественных местах, интерес к работе фотографа и представителей смежных с ним профессий.

     

    Экскурсия на фотовыставку

    Задачи:

    - развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, воображение;

    - показывать разные творческие подходы фотографов в отобра­жении окружающей действительности с помощью фотографии, значимость работы фотографов;

    - знакомить с фотографиями, представленными на выставке, учить выделять тематику;

    - формировать интерес к профессии фотографа, фотографии.

    * * *

           Рассматривание фотографий разных авторов. Беседа по их со­держанию, о специфике работы фотографа. Выбор детьми наиболее поправившейся фотографии и рассказ о ней.

     

                                                     Детская фотовыставка

    - учить определять тему фотовыставки («Моя семья», «Любимые животные», «Мы играем», «Фотопортрет», «Природа» и т.д.), правильно  размещать фотографии на стендах, брать на себя роль экурсовода;

    - развивать умение рассказывать о содержании фотографии в котем ie снятой ситуации;

    - формироваить внимательное отношение к своим товарищам, иптерег и фотографии, профессии фотографа.

    * * *

           Воспитатель вместе с детьми выбирает тему фотовыставки. Дети приносят фотографии из дома, рассматривают их, размещают на стендах, доске т.п. Воспитатель выбирает ребенка-экскурсовода, который открывает выставку и рассказывает о ее теме. По очереди дети говоря о своих фотографиях: что запечатлено, когда, кем, какое значение имеет эта фотография для ребенка или семьи. Наиболее интересные фото рассматриваются детально, обсуждается их содер­жание, мастерство  фотографа.

     

    Рассматривание фотоальбома «История нашей группы»

    Задачи:                                                                                    

    - показать значимость фотографии в отображении прошлого и настоящего;

    - активизировать память;

    - побуждать рассказывать о своих воспоминаниях;             

    - развивать внимание, восприятие, память, речь;

    - формировать выдержку, терпение, уважительное отношение к сверстникам, интерес к фотографии, профессии фотографа.

     

    Рассматривание фотографий в журналах и газетах

    Задачи:

    - показывать значимость работы фотожурналиста (фоторепор­тера), работающего в периодической печати;

    - выделять особенности работы в разных сферах жизни, странах, регионах;

    - обращать внимание на соответствие фотографии содержанию статьи, рассказа, заметки;

    - развивать внимание, целенаправленное восприятие, вообра­жение, речь;

    - формировать интерес и уважение к профессиональной дея­тельности фотографов.

     

    Рассматривание серии фотографий фотохудожника Е.Рождественской

    Задачи:

    - знакомить детей с художественной фотографией на примере работ Е. Рождественской, представленных в ее книге и на об­ложках журналов;

            - сравнивать фотографии известных людей в современном и историческом костюмах;

            -  рассматривать декорации, отмечать их значение для воспроизведения эпохи;

            - рассматривать картины известных художников, по которым сделаны фотографии;

            - отмечать особенности работы фотохудожника;

            - развивать целенаправленное внимание, восприятие, вообра­жение, художественный вкус, речь;

         - формировать интерес к работе фотографа.

     

    Экскурсия по студии Екатерины Рождественской.

     

     

    В выставочный зал Центральной детской библиотеки  на целую неделю, поселились коты и кошки,  здесь представлена выставка работ известного российского фотохудожника Екатерины Рождественской.
    Главные действующие лица - кошки театра Юрия Куклачева, по убеждению автора очень похожи на людей, а в исторических костюмах становятся персонажами данной эпохи.
    В свою очередь сотрудники Бегалинки, как ее ласково называют алмаатинцы, как всегда творчески подошли к мероприятию и не просто предоставили зал, а организовали выставку книг по данной теме, различные конкурсы для юных посетителей выставки и тематическую презентацию.

     

    Рассматривание журналов с фотографиями животных

    Задачи:

    - знакомить с особенностями работы фотожурналиста по данной теме;

      - рассматривать снимки разных животных, определять, где они сделаны, в каких условиях;

      - делать вывод о значимости таких снимков;

    - развивать целенаправленное внимание, восприятие, чувство  цвета и пространства, воображение, речь;

    - формировать интерес к профессии фотографа.

     

    Фотограф Вадим Трунов из Воронежа достаточно молод, но уже успел засветиться с высококачественными макро работами. Вадим принимал участие в ряде престижных конкурсов и добивался успеха.

    Его фотографии публиковались в газетах Daily Mail,The Telegraph, в журналах Foto & Video, Amateur Photographer.

     

     

    Рассматривание фотографий в журналах мод

    - знакомить с особенностями работы фэшн-фотографа  в мире моды;

                - рассматривать разные фотографии в специализированных журналах, отмечать своеобразие моделей, снимков;

                - развивать целенаправленное внимание, восприятие, умение сравнивать, выделять характерные особенности;

                - формировать интерес к профессии фотографа.      

     

    В галерейном пространстве Арт-отеля «Рахманинов» состоялось открытие выставки «Французская модная фотография периода 1948-1960 годов».

     

    Подлинные старинные фотографии ! Фотографии ретро - это и чудесный
    РЕТРО-СТИЛЬ!. Женские портреты так загадочны и красивы...
    Их ретро платья, ретро -прически : все это - МОДА 19 века !

     

    Рассматривание старинных фотографий    

    Задачи:

    - через показ старинных и современных фотографий учить сравнивать настоящее и прошлое;

               - закреплять знания по истории одежды и быта;

               - развивать целенаправленное внимание, восприятие, вообра­жение, речь, аналитическое мышление;

               - формировать активный интерес к изучению фотодела, его истории, уважение к профессии фотографа, памяти предков.

     

    Ретро фотографии: портреты лучших фотографоф до 1917г.

    (Долго собирался оцифровать коллекцию старинных серебряных ретро фотографий, точнее ретро открыток. Ретушировал чтобы чуть приблизить к первоначальному виду - так, наверное, они выглядели когда-то в ретро-ателье.

    Художники фотографировали красивых девушек - первых фотомоделей - как-то по особенному, совсем не так, как сейчас. Это надо увидеть, это надо почувствовать - надеюсь Вам понравится смотреть этот ролик как ретро фотоальбом.)

     

    Великие фотографы 20 века | Ретрофото Лиллиан Бассман | Icon fashion Lillian Bassman | Стильно, Чувственно, Эмоционально от иконы моды и фотографии Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) , которая родилась в Нью-Йорке в 1917 году в семье эмигрантов из России. Свою карьеру Лиллиан Бассман начинала как модель, и только в возрасте 29 лет начала сама заниматься фотографией. С 40х годов Лиллиан Бассман работает для модного журнала Harper's Bazaar и как фотограф, и как арт-директор. После войны в 50х Лиллиан Бассман знакомится с Александром Бродовичем и начинает создавать свои собственные черно-белые фотографии.
     Лиллиан Бассман (Lillian Bassman) отличает особая мягкость и неуловимость. Это больше похоже на картину нежели на фотографию. Работы очень нежные, волнующие, чувственные и эмоциональные, но отражающее моду и эпоху тех лет, когда они были сняты.

     

     

    Pассматривание  фотографий с изображением      

    Фотоаппаратов разных  поколений               

    Задачи:                                                                                    

    - знакомить е историей развития фотографии;                               

    - давать представление о развитии фототехники, ее возмож­ностей;

     - развивать внимание, восприятие, воображение, аналитическое мышление, речь;

     - формировать потребность п познании, интерес к истории, технике.

           Воспитатель предлагает детям рассмотрен, фотографии с изо­бражением фотокамер XIX — начала XXI мм. Выделяет главные, доступные пониманию детей, отличительные особенности фото­камер.

           При возможности воспитатель показывает современные фото­камеры, отличающиеся размером и качеством. Выделяет основные части фотоаппарата, их назначение. К данной деятельности можно привлечь профессионального фотографа, который несколько раз за год фотографирует детей в ДОО.

     

    Старые фотографии семьи. Фотографии начала прошлого века.

     

    Старые фотографии - век минувший.

    Старые фото, как память из прошлого,
    Хранятся они на альбомных страницах.
    Такие родные, такие хорошие,
    Такие любимые, милые лица.

    Казалось, что жизнь не такая уж сложная,
    Но только с годами сложней оказалась.
    Старое фото беру осторожно я,
    Так мало на память о прошлом осталось.

    Под пальцами глянец теплее становится,
    И, кажется,прошлое вновь возвращается.
    А ночью приходит подруга бессонница,
    И с ней все потери на два умножаются.

    События прошлые память прокрутит,
    А утром захватят иные заботы.
    И тех, кто ушел, уже больше не будет.
    Остались на память лишь старые фото.

    Пылинки лет былых сдувая
    Назад вернув из забытья
    Не часто фото доставая
    О прошлой жизни чуть грустя

    Пролетели годы быстро что-то
    И опять я в зеркало смотрю.
    Взяв альбом с семейным старым фото,
    Вглядываюсь в молодость свою.

    Есть фотографии в альбоме старом –
    Подумать страшно, сколько им уж лет! –
    Остановилось время в кадре каждом.
    Мне очень дорог чёрно-белый строгий цвет.

     

     

    •        ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

                                       Мы фотографы    

      

           Задачи:

    - активизировать знания о работе фотографа, особенностях фотографирования в разных ситуациях;

    - учить концентрировать внимание на объекте, развивать из­бирательность восприятия, умение объяснить свой выбор;

    - формировать интерес к работе фотографа.

            Игровая задача: сделать фотоальбом об участке ДОО.

           Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши (или фотоап­парат).

           Воспитатель предлагает детям стать фотографами и выбрать самые красивые и интересные места на участке ДОО, чтобы по фотографиям можно было рассказать об участке, его отличительных особенностях. Вместе с детьми воспитатель обходит участок, выслушивает предло­жения, мнения о выборе объекта, совместно с детьми отмечает наи­более удачные предложения. Помимо этого идет обсуждение ракурса съемки, освещения. Если есть возможность снимать на настоящий фотоаппарат, дети делают снимки по очереди, проверяют качество снимка, при необходимости переснимают. Если такой возможности нет, фотографии дети могут нарисовать.

           После того как будут получены фотографии, воспитатель вместе с детьми оформляют альбом, придумывают подписи. Рассматривают с детьми фотографии, отмечают их достоинства и недостатки, делая акцент на том, что фотографировать надо учиться.

           Можно сделать альбом группы, здания ДОО, улицы, на которой расположен детский сад и т.п.

           Как вариант игры можно выбрать фотокорреспондентов, которые будут в течение недели снимать самые значимые и интересные со­бытия, происходящие в группе.

     

    Угадай по фотографии         

           Задачи:

    - закреплять знания о здании ДОО, его участке (достопримечательностях города, главных улицах и площадях, архитектурных f4       особенностях и пр.);

    - показывать, что с помощью фотографии можно запечатлеть любой объект, передать его расположение, цвет, форму;

    - развивать память, воображение, речь;

    - формировать интерес к профессии фотографа.

           Игровая задача: определить обозначенное пространство по фото­графии.

           Оборудование: фотографии с изображением разных объектов вы­бранного пространства, графическое изображение пространства на площадке или в группе.

           Воспитатель раздает детям по одной фотографии, просит ее вни­мательно рассмотреть, рассказать, что на ней изображено, с какой стороны стоял фотограф по отношению к объекту, на каком рассто­янии. Если ребенок затрудняется, ему помогают другие дети. Затем воспитатель предлагает детям восстановить по фотографиям обозна­ченное пространство. Каждый ребенок должен встать на место, где была сделана фотография. Если есть возможность, дети проверяют свои действия на реальном пространстве, отмечая достоинства и не­достатки фотографий.

     

    Живая фотография

    Задачи:

    - активизировать знания детей о фотографии, работе фотографа;

    - развивать зрительное, пространственное восприятие, целена­правленное внимание, воображение;

    -  формировать умение сотрудничать с другими детьми, желание   заниматься фотоделом.

          Игровая задача: создать «живую фотографию», идентичную на­стоящей.

          Оборудование: фотографии с изображением людей и животных в интерьере, реквизит.

    ***

           Дети разбиваются на подгруппы, каждой дается одна фотография, которую они должны хорошо рассмотреть, определить количество людей, их местоположение, позы, эмоции, взаиморасположение, используемый реквизит (совокупность настоящих или бутафорских предметов), фон, костюмы. Далее дети распределяют между со­бой объекты, которые они должны изображать (можно и неживые), репетируют, привлекая к помощи воспитателя или выбирая своего главного фотографа. Готовые «живые фотографии» дети показывают всем остальным. Зрители оценивают соответствие, исправляют недо­статки. Побеждает команда, «живая фотография» которой наиболее соотнесена с оригиналом.

     

    Звонок в фотоателье      

    ***

           Задачи:

    - закреплять знания о работниках фотоателье, видах фотографий, подготовке к фотографированию;

    - развивать диалогическую речь, умение общаться по телефону;

    - формировать культуру общения по телефону;

     - воспитывать уважение к труду взрослых.
           Оборудование: 2 телефона или их макеты.

     

    Подбери глагол

           Задачи:

    - закреплять представления о действиях, совершаемых работ­никами фотоателье;

    - активизировать умение подбирать глагол в соответствии с контекстом предложения;

             - развивать внимание, быстроту реакции;                        

             - формировать интерес к миру профессий.

           Воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Игру можно организовать с мячом. Если ребенок не знает ответа, мяч передается следующему.

            От клиентов о заказе фотограф ... (узнает).

                О том, какая фотография им нужна, фотограф у клиентов ... (спра­шивает (интересуется)).

         Клиентам рассмотреть каталог готовых фоновых сюжетов... (предлагает). 
         Фотограф клиентов ... (фотографирует).
         Для фотографирования клиентов :.. (размещает).        
         Для фотографирования освещение ... (устанавливает).
         Аппаратуру для фотографирования ... (готовит, устанавливает).
         Во время фотографирования клиентам советы ... (дает).
         Пробные фотоснимки клиентам ... (показывает).
         На компьютере полученные снимки ... (обрабатывает, ретуши­рует, изменяет).

         После обработки на компьютере фотографии ... (печатает).

         Готовые фотографии в конверт ... (упаковывает).

     

    Игры с правилами и творческие игры

     

    Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье»

     

           Задачи:

    - активизировать знания о профессии работников фотоателье;

         - совершенствовать умение строить игровой диалог в соответ­ствии с взятой на себя ролью;

         - развивать игровой сюжет, связывать несколько сюжетных линий («Семья», «Парикмахерская»).

           Cюжетные линии: изготовление фотографий; получение клиентом фотографий; клиент заказывает фотографию; процесс фотосъемки.

           Игровые роли: посетители фотоателье, фотограф, оператор печати, приемщик шкпнш, заведующий фотоателье.

     

    Игра на развитие воображения «Семейная фотография»*

    Задачи:

    - закрепим п. представления детей о работе семейного фотографа, под го тике к фотографированию, процессу фотосъемки;

    - развивать ноображение, ориентировку в пространстве, вы­разительность пластики, точность движений;

    - формировать умение взаимодействовать с педагогом и детьми, принимать игровую ситуацию.

           Игра промодптся без оборудования, только в плане воображения. Чем точнее описания педагога, тем ярче будет работать воображение детей. Н игру можно вводить проблемные ситуации (не успели под­готовиться, кто-то опоздал, случайно испортили одежду, отключили свет и т.п.), это обоготит игру, сделает ее более интересной для детей. Педагог может задавать детям любые вопросы по ходу игры, активи­зировать словарь.

    Стихи и сказки

     

    Чтение стихотворения «Память»

         Задачи:

             - подчеркнуть значение фотографий и работы    фотографа в сохранении памяти о прошлом;

    - развивать внимание, слуховое восприятие, диалогическую речь;

    - формировать уважительное отношение к людям, воевавшим за нашу Родину, работе военных фотокорреспондентов.

     

    Память


                 Черно-белое фото       

                 Висит на стене,

    На нем дедушка мой

    Где-то там, на войне.

         На далеко» войне,

         Непонятной войне,

         Той, которую я

         Видел только во сне.

         Я представил себе,

         Как военный фотограф

         Свою камеру носит

         Под винтовкой на форме.

         Как под взрывы снарядов

         Он снимает солдат,

         Что назавтра

         Убитыми где-то лежат.

         Фото дедушки

         Бабушка свято хранит,

         Гладит нежно рукою,     

         Даже с ним говорит.

                                         Так военный фотограф

         На далекой войне                             

         Память нашу отснял

         И прислал ее мне.

     

    Чтение сказки «Горе-фотограф»         

          Задачи:

    - закреплять представление детей о профессии фотографа, ее значимости;

         - развивать внимание, воображение, диалогическую речь;

         - формировать ответственность за сделанную работу, уважение к другим людям.

     

    Горе-фотограф


    Заяц-фотограф в лесу появился                   

    И всю неделю животным хвалился,    
    Что свое дело он знает «на пять»,
    Все, что угодно, сумеет отснять.                    

                          Вот под березой поставили кресло,

    А на сосне нашлось зеркалу место,  

                    Нее к парикмахеру в очередь встали,

                    Лучшим наряд для портрета достали.

                    Заяц и вправо и влево ходил,                   

                    То приближался он, то отходил.               

                     Кнопкою щелкал, менял объектив,            

                     Творческим свой проявляя порыв.           

                      Ждали животные снимков недолго,                

                      Заяц-фотограф печатал их ловко.                   

                      Деньги с заказчиков быстро собрал,                

                       В ярких конвертах всем снимки раздал.

                        С трепетом звери конверт открывали,
                        Снимки цветные на свет доставали.
                        Только улыбки с их лиц вдруг пропали,
                        Странное что-то они увидали.                                

                         Лось на портрете рога потерял,                              

                          Волк в половинке себя не узнал,

                          Стала слепой на портрете лиса,

                              А у крота вдруг прошла слепота.

                           Горе-фотографа стали искать,

                           Чтобы ему фотографии сдать.

                           Только его след давно уж простыл,

                            Заяц разборок совсем не любил.

                             Грустные звери сороку позвали,
                             И той сороке они наказали                    

                             Вести о зайце скорей разнести,

                             Чтобы фотографа быстро найти.

                               Волки Сорокину весть услыхали,

                               Быстро по следу к реке побежали.

                               Зайца-прохвоста у речки нашли

                               И под конвоем назад привели.

                                Деньги пришлось ему всем возвратить,

                                У всех прощения слезно просить.

    И с репутацией заяц расстался,

    Он без работы хорошей остался.

    Вопросы и задание

    - Как называется сказка? Кого называют «горе-мастер»?

    - Почему у зайца получились плохие снимки? Каких профессио­нальных и личных качеств ему не хватило?

    - Как звери отреагировали на полученные снимки?

    - Почему звери решили найти горе-фотографа?

    - Что такое «потерять репутацию»?

    - Придумайте продолжение сказки.

     

    Профессия фотографа, несомненно, является одной из самых романтичных, захватывающих и творческих. Самая главная задача фотографа - зафиксировать определенный объект при помощи фотоаппарата.
    Профессия фотографа это не такая уж и легкая и простая, как может показаться на первый взгляд.
    Многие моменты при съемке могут преподнести не только стрессы, но могут быть даже опасны для жизни. Смотрите сами...

     

    Список использованной  и рекомендуемой литературы       

     Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.

    Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мате­риалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.

    Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и вооб­ражения. М., 2009.

    Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.

    Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.

    Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.

    Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.

    Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.

    Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.

    Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх до­школьников. М., 1992.

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

    Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картин­ках: Мир людей. Профессии. М., 2004.

    Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.

    Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.

    Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.

    Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.

     

     

    Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

              Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                        С уважением, О.Г. Гольская.

     

           "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. ПРОФЕССИИ").

                                                                                                                                                 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Художественно-творческое развитие

    Программа по развитию восприятия на занятиях по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Фотография и окружающий мир»

    И. М. Мищевич

    В условиях социально-экономических преобразований общества происходят коренные изменения в сфере духовной жизни человека. Это требует переосмысления ценностей в системе дошкольного образования. Изменения затрагивают все сферы воспитания и обучения, в том числе и сферу развития восприятия дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. В процессе всей воспитательной работы, на занятиях, прогулках, экскурсиях, при восприятии телепередач опыт ребенка расширяется. Знакомясь с окружающим миром, дошкольники пытаются с помощью разнообразных материалов отразить свои впечатления в реальных формах в процессе изобразительной деятельности, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.

    Система обучения детей изобразительному искусству в дошкольных учреждениях предусматривает не только приобретение изобразительных умений и навыков, но и развитие творческой активности, наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. По мнению Л. С. Выготского, «...одна из задач педагога — учить ребенка видеть мир, то есть развивать в детях наблюдательность, способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, умение сознавать увиденное».

    Извечная проблема художественной педагогики — как сохранить в ребенке ребенка? У дошкольника очень маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение. И самое главное — раскрыть его творческий потенциал. Можно дать ребенку хорошую школу рисунка, и он будет рисовать «правильно», но намного важнее научить его видеть то, чего не видят другие.

    Часто наблюдения окружающей действительности бывают кратковременными, отсюда цель нашей программы — развивать восприятие старших дошкольников через красоту такого вида искусства, как художественная фотография, помогающая ребенку увидеть окружающий реальный мир предметов и явлений и выразить себя, свои чувства через изобразительное искусство.

    Художественная фотография — это быстроразвивающийся в современном мире вид искусства, в котором предстает духовная атмосфера времени. Это выражение взглядов, убеждений, мыслей, чувств художника. Это достоверный исторический документ и самостоятельное художественное произведение. Искусство фотографии, подобно искусству художника, способно «остановить мгновение». Но творчество художника заключается в подборе сюжета, создании композиции, выражении на холсте своего замысла при помощи линий, красок и других средств выразительности. Фотограф же должен в реальной жизни найти то неповторимое, что создает образ, уловить и почувствовать этот момент и при помощи фотоаппарата запечатлеть его.

    Мы считаем, что в развитии восприятия дошкольников искусство фотографии, как искусство вообще, может занимать важное место, поскольку образы, рожденные фантазией авто ра, заставляют ребенка переживать и осмысливать предлагаемые ситуации, испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждают желание выражать свои чувства и переживания в рисунке. Главной задачей педагога является подготовка ребенка к восприятию запечатленного образа на фотографии с опорой на его собственный опыт. Необходимо построить общение так, чтобы ребенок не был стеснен стереотипами взрослых, мог открыть свою истину, к тому же оказался способным к эмоциональному сопереживанию, так как фотография приближает ребенка к объекту наблюдения, позволяет готовить восприятие ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства.

    Применение на занятиях по изобразительной деятельности художественной фотографии позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения. Непременное условие при этом — хорошее качество и художественность снимков.

    Особенностью программы является тематическое планирование: всю развивающе-познавательную и художественно-продуктивную деятельность мы разделили на темы, каждая из которых охватывает 1—2 недели. Этот принцип интегративности позволяет нам более углубленно раскрывать представления дошкольников об окружающем мире, осмысливать характерные особенности явлений, изучать их детали на познавательных занятиях и занятиях по изобразительной деятельности.

    В качестве основной деятельности выступает изобразительная деятельность. В процессе обучения дети знакомятся с основными законами цвето-ведения, основами композиционного построения живописного произведения, совершенствуют познание таких понятий, как форма и величина. Обучение проводится подгруппами с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

    Общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида занятия, своеобразия используемого художественного материала, методов и приемов работы с ним.

    Старшая группа

    Учить детей рисовать с натуры и по представлению цветы, овощи, фрукты, игрушки, животных и человека, передавая форму, пропорции и расположение предметов, их части, окраску несложные движения.

    Учить составлять узоры из геометрических фигур и растительных элементов на разнообразных формах, располагать предметы на всем листе, передавать признаки и явления осенней погоды.

    Учить передавать в рисунке несложные сюжеты, смешивать краски на палитре, использовать теплые и холодные тона.

    Декоративное рисование.

    Закреплять умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы (полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, овале), выделяя середину, углы, кайму.

    Подготовительная к школе группа

    Продолжать учить детей рисовать с натуры и по представлению овощи, фрукты, цветы, игрушки, человека и животных, растения, персонажей литературных и музыкальных произведений, комнатные растения, эпизоды из сказок, стихотворений, выразительно передавая форму, пропорции, линию, композицию, колорит, расположение частей, окраску; создавать композицию в сюжетном рисунке; располагать изображение на всем листе, на широкой полосе.

    Учить отражать в рисунках общественные события и труд людей, явления природы, времена года.

    Учить выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе.

    Учить передавать композицию в рисунке, сочетать различные изобразительные материалы.

    Декоративное рисование.

    Закреплять умение составлять узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, прямоугольнике, многоугольнике, овале и других).

    Учить использовать новую, асимметричную композицию.        

    Знакомство детей с искусством фотографии рекомендуется начинать в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте совершенствуются представления, умения и навыки, восприятие ребенка приобретает целенаправленный характер. Основываясь на зрительные ощущения, ребенок 5—7 лет может воспринять цвет, размер, форму. Его отличает способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы, умение сознавать увиденное.

    Именно в этот период дошкольного детства развиваются самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому. Происходит освоение способов изображения, изобразительных и технических навыков и умений. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная гаммы), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона. Педагог может привлечь внимание старших дошкольников к изобразительным средствам выразительности, которые заинтересовали художника-фотографа и которые он запечатлел на фотографии: цвету, композиции (расположению предметов на плоскости листа бумаги), передаче движений, сюжетной линии, динамике созданных образов, особенности колористического решения.

    Традиционная методика обучения детей изобразительному искусству исходит из того, что ребенок должен приобрести прежде всего навыки владения кистью, краской и т. п. При таком подходе внимание ребенка сосредоточено на технике, а чувства, эмоции представляются второстепенными. Предлагаемая нами программа предлагает дать ребенку необходимую для творчества свободу и предполагает развитие такого вида художественно-творческой деятельности, как рисование с использованием нетрадиционных техник и приемов рисования: ниткография, рисование пальчиками, ладошками, перышками, печатями и т. п. В результате дети постепенно приобретают первичные навыки в работе с художественными материалами: гуашью, акварелью, углем, пером и тушью, цветной бумагой, восковым мелком, пастелью.

    Многообразие форм работы раскрепощает детей, формирует свободу и раскованность в действии с материалами, удивляет своей непредсказуемостью, обогащает художественное видение детей, развивает наблюдательность, умение видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение, помогает ребятам искать себя в материале, ведь по природной расположенности кто-то из них — «график», кто-то — «живописец». Каждый из них лучше всего сможет выразить себя в соответствующей технике исполнения.

    Программой предусмотрено право свободного выбора изобразительных средств на занятиях каждому ребенку.

    Мы поощряем экспериментирование дошкольников с цветом, сочетаем индивидуальные и коллективные виды деятельности, создаем условия для самореализации каждого ребенка.

    Использование на занятиях авторских художественных фотографий педагога дополнительного образования, руководителя изостудии ДОУ И. М. Ми-щевич помогло нам направить внимание детей на восприятие обычных явлений и объектов природы: сухой травы, лужицы, деревьев, ползающих жучков и т. п. Фокусируя взгляд на объекте, фотография позволила каждому ребенку в обычном увидеть необычное, в неприметном — выразительное, маленькое — рассмотреть словно сквозь увеличительное стекло, вспомнив все ощущения, пережитые во время «живого» наблюдения (см. 3-ю сторонку обложки). У детей появилась возможность осознанно использовать полученные знания, отражая их в художественно-творческой деятельности.

    Несомненно, восприятию фотографии должны предшествовать живые наблюдения в природе, поэтому программой предусмотрены занятия, проводимые вне стен детского сада. Педагог вместе с детьми проводит на улице предварительные наблюдения за теми или иными природными явлениями. Окружающая действительность помогает понять неповторимость красоты фотографии, открывает колористические возможности.

    Во время таких наблюдений мы стараемся максимально приблизить ребенка к объекту наблюдения, побуждаем к активному действию во время наблюдений — так, чтобы у ребенка действовали и глаза, и уши, и руки, так, чтобы он и увидел, и услышал, и почувствовал. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти и золотистую гамму, характеризующую осень, и холодные цвета зимы, и нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны.

    Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка

    на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Использование художественного слова, музыки помогает накапливать впечатления, воспитывает культуру образного видения, способствует формированию художественного образа в рисунках.

    Такие занятия имеют наибольшее влияние на развитие восприятия ребенка, дают большие возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Они дарят детям радость познания, творчества. И рисунки детей становятся живыми, эмоциональными.        

    Одним из важнейших факторов развития личности и формированием эстетического восприятия ребенка является окружающая среда, в которой ребенок проводит время: играет, занимается, отдыхает, одним словом — живет. Эстетически-развивающая сторона этого аспекта является необходимым условием для гармоничного формирования всесторонне развитого ребенка.

    Для решения этой задачи в ДОУ организована работа по развитию восприятия дошкольников, их ознакомлению с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства, фотографией; уделяется внимание социально-эмоциональному развитию, стимулируется проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

    Посредством искусства педагоги ДОУ развивают эстетическое восприятие, прививают детям интерес и любовь к прекрасному, помогают самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества.

    Осуществляя задачи по развитию эстетического восприятия, мы формируем в детях такие качества личности, как умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, препятствовать насилию над природой.  Приобщаясь к искусству, дети постепенно учатся понимать язык художников, привыкают к терминам, понятиям, учатся понимать их смысл.

    Осуществляя успешную реализацию изобразительных задач, педагогический коллектив ДОУ уделяет большое внимание эстетическому оформлению интерьера детского сада и групповых помещений.

    Для организации работы по развитию изобразительной деятельности в ДОУ в 2003 году была оборудована изостудия. Необходимые изобразительные материалы, столы с легко моющимся покрытием, мольберты, свободный доступ к воде — все это способствовало художественно-изобразительному развитию дошкольников.

    Работа в этом направлении велась и в группах: игровое пространство было оснащено предметами декоративно-прикладного искусства народов России, Республики Башкортостан и произведениями изобразительного искусства: репродукциями картин, фотографиями с изображением природы, книгами об искусстве, а также были органично вписаны в интерьер постоянно обновляющиеся выставки детских работ.

    Кроме того, в каждой возрастной группе созданы зоны для свободной изобразительной деятельности, снабженные необходимыми материалами: кистями разных номеров, простыми и цветными карандашами, восковыми и асфальтовыми мелками, бумагой разных форматов, фактур, цветов, а также пособиями, выполненными воспитателями и самими детьми из природных и бросовых материалов: трафареты, лекала, печати, штампы. Педагоги предоставляют детям возможность использовать этот материал, размещая его в доступном месте.

    Проводя работу по развитию эстетического восприятия детей, важно, чтобы и педагоги сами знали виды и жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры. Этому способствуют необходимая литература в изостудии, обширная подборка наглядных пособий — иллюстраций, репродукций картин художников по основным разделам программы обучения и воспитания, авторских фотографий, а также совместная работа педагогов с руководителем изостудии, который проводит необходимые консультации в течение всего года: «Уроки цветоведения для детей старшего дошкольного возраста», «Наблюдения на прогулке — интегративный метод развития восприятия детей старшего дошкольного возраста», «Сенсорная основа развития восприятия», «Использование художественной фотографии на занятиях по изодеятельности» и т. п.

    Для того чтобы работа по развитию восприятия дошкольников была более продуктивной, на протяжении всего учебного года ведется консультативная работа с родителями. Для них регулярно обновляется материал на групповых стендах, проводятся индивидуальные встречи и беседы, размещается материал в информационно-методическом издании МАДОУ «Гусельки»: «Экспериментируем с красками», «Обучение способам восприятия», «Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста» и т. п.

    Ежемесячно обновляется стенд с тематическими выставками детских работ: «Рисуем углем», «Осеннее настроение. Лирический пейзаж», «Загадочная зима в разное время суток», «Насекомые весной» и т. п. 

    Конспект занятия по изобразительной деятельности «Красавица

    зимнего леса — елочка»

    (старшая логопедическая группа)

    Обучающие задачи

    Учить детей изображать хвойное дерево — елочку — способом рисования пластилином, располагать ветки елочки попарно, нижние большие, верхние короче; изображать из голубого пластилина снег.

    Учить смешивать два цвета пластилина, получая оттенок; размазывать пластилин, придавая форму ветки; использовать в работе стеку.

    Продолжать учить называть времена года, их характерные особенности; называть цвет каждого времени года, характер сезонных изменений, соотносить их со своим настроением.

    Продолжать учить называть цвета и оттенки, холодные и теплые цвета.

    Дать представление о пейзаже.

    Закрепляющие задачи

    Закреплять представление о сезонных изменениях в природе.

    Обобщать знания о хвойных деревьях, о том, что вместо листвы хвоинки, на зиму хвойные деревья не сбрасывают свой наряд.

    Расширять представление детей о деревьях зимой (деревья без листвы).

    Развивающие задачи

    Развивать способность чувствовать красоту зимнего леса, откликаться на переданное художником настроение.

    Упражняющие задачи

    Упражнять детей скатывать колбаску из пластилина, делить ее на небольшие кусочки, скатывать каждый кусочек в шарик.

    Воспитательные задачи

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Воспитывать умение выслушивать ответы детей, дополнять их.

    Воспитывать положительные эмоции на занятии.

    Обогащение словаря: пейзаж, еловый лес, хвоинки, хвоя, лапы ели, иней, холодные и теплые цвета, багряные, бордовые, стека.

    Активизация словаря: золотые цвета, серые, малиновые; зима «колючая», сердитая; фотография; укутала одеялом.

    Демонстрационный материал: изображения времен года, ели, иллюстрации на компьютере, авторские фотоматериалы, таблица теплых и холодных оттенков.

    Раздаточный материал: елочки с вылепленными из пластилина ветвями, пластилин синего и белого цветов, дощечки для пластилина, стеки, салфетки для рук.

    Предварительная работа

    Прогулки в зимний лес, наблюдение за деревьями.

    Рисование пластилином зеленых ветвей ели.

    Беседа о временах года.

    Ход занятия

    1-я часть

    Дети встают около педагога.

    Педагог. Сегодня мы с вами совершим путешествие по временам года. Какие времена года вы знаете?

    Дети. Зима, весна, лето, осень.

    Педагог. Давайте посмотрим фотографии на компьютере. Какое это время года? А как вы его узнаете?

    Дети. Летом на деревьях зеленые листья. Весной снег тает, бегут ручьи, по реке плывут льдины. Осенью природа раскрашена в желтые, золотые цвета. Зимой кругом лежит снег, деревья стоят голые.

    Педагог подводит детей к мольберту.

    Педагог. Каждое время года имеет свой цвет (показывает иллюстрации). Как вы думаете, какой цвет имеет лето? (Мши отвечают, педагог добавляет сложные определения.)

    Дети. Зеленый.

    Педагог. Осень?

    Дети. Желтый, золотой, лимонный, красно-коричневый, оранжевый.

    Педагог. Весна?

    Дети. Нежно-зеленый, розовый.

    Педагог. А зима?

    Дети. Белый, голубой, серый, фиолетовый.

    Дети проходят на свои места.

    Педагог. Цвет помогает нам понять настроение времени года. Посмотрите на картинки и скажите, какая может быть осень.

    Дети. Радостная, а когда идет дождь — хмурая, печальная.

    Педагог. А какая весна?

    Дети. Радостная, яркая, неожиданная.

    Педагог. Какое лето? А зима?

    Дети. Лето ласковое, теплое, радостное. Зима спокойная, иногда сердитая, «колючая», загадочная, праздничная.

    Педагог. Какое у вас любимое время года? Почему?

    Ответы двоих—троих детей.

     Педагог. Мое самое любимое время года — зима! Зима — это всегда что-то загадочное, волшебное. Волшебница-зима превращает все обычные предметы в таинственные и необычные, украшает все снегом, льдом, инеем (показывает фотографии с инеем). Эту фотографию я сделала осенью, когда еще не выпал снег, но уже ударили первые заморозки. Лужи покрылись льдом, а на ветках появился иней.

    Снежок порхает, кружится,

    На улице бело.

    И превращает лужицы

    В холодное стекло.

                              И. Некрасов

     Волшебница-зима еще и разукрашивает все вокруг в красивые цвета. Заготовила зима Краски все

    Для всех сама:

    Полю — лучшие белила,

    Зорям — алые чернила,

     Всем деревьям — чистые

    Блестки серебристые.

                            В. Фетисов

    Педагог показывает фотографии с изображением зимы.

    Педагог. Посмотрите и скажите, какими цветами разукрашены эти зимние пейзажи.

    Дети. Синим, голубым, розовым, малиновым.

    Педагог показывает схему холодных и теплых оттенков.

    Педагог. Какие это цвета?

    Дети. Это холодные цвета.

    Педагог. Почему?

    Дети.  Ими можно рисовать снег, лед, воду.

    Педагог. Вспомните теплые цвета.

    Дети. Красный, желтый, оранжевый.

    Педагог. Почему их так называют?

    Дети. Этими цветами можно нарисовать солнце, огонь.

    Педагог. А сейчас вы отдохнете.

    Физкультминутка (проводит воспитатель).

    Кружатся снежинки

    В воздухе морозном,

    Дети кружатся, встав на носочки.

    Падают на землю

    Кружевные звезды.

    Приседают, плавно двигают руками из стороны в сторону.

    Вот одна упала

    Ловят воображаемую снежинку ладошкой.

    На мою ладошку.

    Ой, не тай, снежинка,

     Прикрывают воображаемую снежинку другой ладошкой.

    Подожди немножко.

                     И. Нищева

    Беседа о зимних деревьях, елях.

    Воспитатель. Ребята, как называются деревья, у которых растут листья?

    Дети. Лиственные деревья (закрепление).

    Воспитатель. Как называются деревья, у которых вместо листьев хвоя? Дети. Хвойные деревья (закрепление).

    Воспитатель.  Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом». Дети   Ель.

    Воспитатель. Эта загадка не только про елочку, но и про сосну, кедр, пихту. Круглый год хвоинки у них зеленые. Хвоинки — это тоже листочки, только как иголочки.

    2-я часть

    Дети подходят к мольберту.

    Педагог. Давайте поближе рассмотрим фотографию. Как красиво зимой в лесу! Волшебница-зима укрыла снегом землю, укутала, словно одеялом, каждое дерево, каждую елочку. Сегодня мы с вами тоже украсим снегом елочки, которые делали на прошлом занятии. У вас на столах лежит пластилин двух цветов. Каких?

    Дети. Синего и белого.

    Педагог. Если мы перемешаем эти два цвета, какой цвет получится?

    Дети. Получится голубой цвет.

    Педагог. Давайте попробуем. Нужно хорошо сжимать пластилин, перемешивать его (показывает и выполняет вместе с детьми). У всех получилось? Хорошо. Теперь нужно раскатать колбаску (показывает и одновременно объясняет), затем разделить ее на небольшие кусочки. Каждый кусочек скатываем в шарик. Посмотрите: работу начинаем с нижних веток. Прижимаем шарик к верхнему краю нижних веток и пальцем, прижимая, размазываем по веточке. До конца веточки не доходим — оставляем край веточки зеленым. Так продолжаем до макушки елочки.

    Дети работают самостоятельно, педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

    Педагог. Кто закончил рисовать снег; можете стекой надрезать края зеленых веточек, чтобы получилось похоже на настоящую хвою. По окончании работы выкладываем все елочки на заранее приготовленный фон. У нас получилась настоящая зимняя картина! Как называется лес из елей?

    Дети. Еловый лес.

    Педагог. А когда на картине изображен лес, природа, то эта картина называется пейзаж. (Дети повторяют.)

    3-я часть

    Педагог. Вот и закончилось наше занятие. Как много нового мы сегодня узнали! Мы путешествовали по временам года, узнали, что каждое время года имеет свой цвет, настроение. А еще мы научились украшать елочки снегом и украсили целый еловый лес. Молодцы!

    Воспитатель читает стихотворение о лесе.

    Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности «Идет волшебница-зима»

    (подготовительная к школе логопедическая группа)

    Обучающие задачи

    Учить детей изображать дерево, используя технику рисования монотипия.

    Продолжать учить изображать пейзаж, соблюдая этапы: сначала изображение общего фона, определение линии горизонта, затем изображение предметов на дальнем плане, потом изображение предметов на переднем плане и прорисовывание деталей.

    Познакомить с особенностями пейзажного жанра: пейзаж бывает городской, сельский, морской, городской; в пейзаже используется многоплановость.

    Познакомить с новым понятием — воздушная перспектива.

    Учить анализировать художественное произведение, выявлять взаимосвязь части суток и цветовой гаммы, используемой художником при написании произведения.

    Учить составлять описание по предложенному алгоритму.

    Закрепляющие задачи

    Закреплять представление о том, что пейзаж — это изображение природы.

    Закреплять название родного края и города.

    Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

    Закреплять названия геометрических фигур.

    Закреплять умение использовать в рисунке гуашь разных цветов, смешивать с белилами, использовать кисти разных" размеров.

    Закреплять названия цветов и оттенков.

    Закреплять умение правильно пользоваться кистью, правильно ее держать, тщательно промывать, бережно за ней ухаживать.

    Развивающие задачи

    Развивать представление о том, что цвет в пейзажной живописи является основным средством выразительности, что художник с помощью цвета может выразить настроение, состояние природы, показать время года, время суток.

    Развивать активность на занятии.

    Воспитательные задачи

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Воспитывать самостоятельность, взаимовыручку на занятии, аккуратность при работе с красками.

    Обогащение словаря: пейзаж, художники-пейзажисты, воздушная перспектива, калька, монотипия, средство выразительности.

    Активизация словаря: пейзаж сельский, морской, городской, природный;

    хрустит, шуршит; палитра, оттенок, накладываем, растворяются, полиэтилен, фон, линия горизонта.

    Предварительная работа

    Наблюдение на прогулках за сезонными изменениями в природе, наблюдение за удалением предметов, домов, деревьев вдаль.

    Рассматривание пейзажных иллюстраций, разучивание стихов о природе.

    Подготовка фона и дальнего плана.

    Демонстрационный материал: репродукции картин: И. И. Шишкин «На севере диком», К. Ф. Юон «Февральская лазурь», И. Э. Грабарь «Зимнее солнце»; авторские фотоматериалы, иллюстрации с пейзажами на компьютере; таблицы оттенков, холодных и теплых цветов, алгоритм написания пейзажа, алгоритм занятия.

    Раздаточный материал: калька с прямоугольниками, палитры с гуашью разных цветов, кисти № 5 и № 2, стаканчики с водой, подставки для кистей, фон для рисования, полиэтиленовая пленка.

    Ход занятия

    1-я часть

    Педагог

    Если видишь — на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина

    называется пейзаж. А. Кушнер

    Педагог. О чем это стихотворение?

    Дети. Это стихотворение о пейзаже.

    Педагог. Сегодня на занятии мы поговорим о пейзаже. Что изображено на пейзажной картине?

    Дети. Природа, лес.

    Педагог. Сегодня мы с вами узнаем главные правила, которые помогают настоящим художникам написать красивый пейзаж. Подойдите к компьютеру и посмотрите на пейзажи {показывает пейзажные фотографии). Что вы видите?

    Дети. Природу.

    Педагог. Я буду показывать, а вы называйте время года. На экране месяцы меняются друг за другом быстро-быстро, как в сказке. Кто помнит, как она называлась?

    Дети. «Двенадцать месяцев».

    Педагог. Каждое время года по-своему красиво и неповторимо. Первое правило художников: пейзаж можно изображать в разное время года.

    Дети повторяют правило и переходят к стене, на которой развешены фотографии.

    Педагог. А вот эти фотографии сделала я сама. Посмотрите: на них запечатлена красивая природа нашего родного края. Как называется наша республика, город?

    Дети. Башкортостан, город Уфа.

    Педагог. Что изображено на фотографиях?

    Педагог последовательно указывает на фотографии, дети описывают их, рассказывают, что на одних фотографиях природа, на других город, деревенский домик, красивая река.

    Педагог. Значит, какое второе правило художников? Пейзаж бывает разных видов. Какой бывает пейзаж?

    Дети. Пейзаж бывает городской, сельский, морской и просто пейзаж с изображением природы.

    Педагог. Обратите внимание, как изображены предметы на фотографиях. На переднем плане какие предметы?

    Дети. Крупные, их видно хорошо.

    Педагог. Как изображены предметы на заднем, дальнем плане?

    Дети. Они бледные и маленькие.

    Педагог. Это явление называется воздушной перспективой (закрепление термина). Особенно хорошо это видно на этих пейзажах {показывает на мольберт) — городском и лесном. Предметы как будто постепенно исчезают в воздухе, растворяются в дали. Это еще одно правило художников.

    Дети проходят за столы.

    Упражнение

    Педагог. У вас на столах лежат листы прозрачной бумаги — калька. Опишите, какая она?

    Дети. Она очень тонкая и прозрачная, шуршит.

    Педагог. На этих листах нарисованы фигуры — прямоугольники. Это изображения домов. Из них мы сложим городской пейзаж. Скажите, в каком углу листа находятся у вас фигуры? (Дети отвечают) Сейчас мы эти листы наложим друг на друга. Что происходит с нижними прямоугольниками-домами?

    Дети. Они как бы растворяются в воздухе, исчезают вдали.

    Физкультминутка (проводит воспитатель).

    2-я часть

    Воспитатель. Ребята, как называют художников, которые писали пейзажи?

    Дети. Пейзажисты.

    Педагог. Каких вы знаете художников-пейзажистов?

    Ответы детей.

    Педагог. Я хочу показать вам работы известных во всем мире русских художников: И. И. Шишкина «На севере диком», К. Ф. Юона «Февральская лазурь», И. Э. Грабаря «Зимнее солнце». Какое время года изображено на этих работах?

    Дети. Зима.

    Воспитатель. Какая часть суток?

    Дети. День, вечер, ночь.

    Педагог. На картине художника Грабаря день написан яркими красками, небо голубое, на ветвях и стволах берез золотистые блики солнца. На картине Шишкина — ночь: небо темное, дерево в снегу голубое. На картине Юона изображен закат: вечернее солнце освещает небо и снег багряными, оранжевыми цветами. Теперь вы знаете, что цветом можно выразить время года, часть суток, состояние природы, передать настроение.

    Педагог. Цвет — это и есть следующее правило изображения пейзажа. Цвет — это главное средство выразительности.

    Упражнение-игра «Палитра»

    Педагог. У каждого цвета есть оттенок. Помогите мне правильно расставить цвета и оттенки.

    Дети выходят к мольберту, назначается ведущий.

    Дети. Если красный соединить с белым, получается розовый цвет. (И т п.)

    Педагог. Давайте рассмотрим таблицу холодных и теплых цветов и оттенков. Скажите, каким цветом можно нарисовать зимнюю природу, снег, например, во время заката?

    Дети. Розовым, малиновым, багряным.

    Педагог. А вечером?

    Дети. Фиолетовым, синим.

    Педагог. В пасмурный день?

    Дети. Серым, серо-голубым.

    Педагог. А ночью?

    Дети. Темно-синим, черным, темно-фиолетовым.

    Педагог. Как можно одним словом назвать эти цвета и оттенки?

    Дети. Холодные, зимние.

    Педагог. Сегодня мы тоже будем рисовать зимний пейзаж. В какой последовательности мы рисуем пейзаж? Расскажите по схеме.

    Дети. Сначала мы готовим фон, потом изображаем то, что находится на дальнем плане, вдали. Затем рисуем дерево на переднем плане. А в самом конце тонкой кистью прорисовываем детали.

    Педагог. Каждый из вас заранее продумал, какое время суток будет изображать. Вы подготовили фон и дальний план (показывает образец). А сегодня я покажу вам, как нарисовать зимнее дерево необычным способом. Этот способ называется монотипия — отпечатывание изображения. Как изображена крона зимнего дерева?

    Дети. Одним пятном.

    Педагог. Почему?

    Дети. Ствол и ветки укрыты снегом.

    Педагог. Я набираю на кисть гуашь и накладываю мазки на полиэтилене в верхней половине — это будет крона дерева. В моем пейзаже изображена ночь, поэтому я использую темные фаски — фиолетовые, синие, использую несколько цветов и оттенков. Краски могут перемешиваться друг с другом. Затем я беру фон и накладываю на полиэтилен, прижимаю рукой. Переворачиваю лист вместе с пленкой и начинаю разглаживать, перемешивать краску. Теперь мне видно, как получаются красивые переливы и сочетания. Осторожно снимаю полиэтилен и сворачиваю краской внутрь. Теперь нужно доработать пейзаж: дорисовать дерево, другие детали. Подумайте, какие цвета подойдут к вашему фону. У вас в палитрах гуашь нескольких цветов, выберите подходящий цвет для своего фона, создайте необходимые оттенки при помощи белил. Не забывайте, что сначала кладем в палитру белила, а затем понемногу добавляем цвет Подумайте, какой кистью будет удобнее рисовать дальний план, какой кистью вы нарисуете дерево.

    Дети работают самостоятельно, педагог оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы педагог предлагает детям полюбоваться получившимися работами.

    3-я часть

    Педагог. Сегодня на занятии у всех получилось нарисовать дерево необычным способом — монотипией. Мы узнали много нового, побывали в роли настоящих художников. Кто поможет вспомнить правила художников для изображения пейзажа?

    Дети рассказывают по алгоритму занятия.        

    Программа «Фотография и окружающий мир» направлена на развитие восприятия, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения.

    В процессе знакомства детей с искусством фотографии восприятие дошкольников приобрело целенаправленный характер. Дети стали замечать и видеть события, запечатленные на фотографиях, сравнивать их с картинами реальной жизни, реализовывать свои наблюдения в изобразительной деятельности.

    Фотография помогла приблизить каждого ребенка к объекту наблюдения, направить его восприятие на постижение тайны красоты и изящества формы, цветовых созвучий, пространства окружающего мира.

    Дошкольная педагогика / Март / 2012