Дидактический материал к лексической теме: "Времена года. Зима"

Гольская Оксана Геннадьевна

       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

       Существительные: зима, время года, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, вьюга, буран, буря, хлопья, крупа, водоемы, заносы, стужа, забавы, холод, голод, оттепель, сосульки.

       Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, липкий, скользкий, прозрачный, искрящийся, хрустящий, трескучий, зимняя, теплая, меховая, опасная.

       Глаголы: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, заметает, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнут, чистят, сгребают, раскидывают, утрамбовывают, скользят, скрипит, сверкает, подтаивает.
 

 

        

Тематический цикл «Зима» для детей 4-5 лет

(тринадцатая неделя)

       Дети должны усвоить: свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.

  •        Лексико-грамматические игры и упражнения

       «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.

Снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

       « Что лепили дети " Составление предложений по картинкам.

       Предварительно на прогулке воспитатель с детьми по зада­нию логопеда лепят из снега различные предметы. Дети вспоминают, что они лепили. Логопед помогает картинками.

Дети лепили снежки.

Дети лепили снеговика.

Дети лепили куклу.

Дети лепили горку.

Дети лепили крепость.

Дети лепили машину.

Дети лепили снегурочку.

Дети лепили кролика.

       Чтение стихотворения «Кролик».

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали на нем.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик белый, как живой,

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни:

Из соломинок они!..

О. Выготская

       «Идем на прогулку». Составление предложений по двум опорным картинкам.

       Логопед «собирается» с детьми на прогулку и выставляет пары картинок (штаны и кофта; шарф и шапка; носки и ва­ленки и т. д.).

       Дети по очереди рассказывают, что они надевают.

Я надеваю штаны и кофту.

Я надеваю шапку и шарф.

Я надеваю носки и валенки. И так далее.

       Заучивание отрывка из стихотворения «Первый снег».

Утром кот

Принес на лапках

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!..

Я. Аким

  •        Развитие связной речи

       Рассказ «Зима».

       На тонированном игровом поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.

«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».

  •        Сенсорное развитие

       «Нарисуем картинки». Логопед раздает детям «книжки» (альбомные листы, сложенные пополам).

Милые детишки,

Откройте свои книжки,

Их Незнайка читал

И картинки украл!

       Далее логопед предлагает детям нарисовать на первой стра­нице елочку, а на второй странице — игрушку для елочки. После этого дети по очереди рассказывают, что они нарисова­ли на первой странице, а что на второй.

       Логопед (можно повторить с детьми).

Мы картинки рисовали

И о них мы рассказали.

  •        Работа над звуковой стороной речи

       «Найди шипящую картинку». На наборном полотне выставлены картинки: шапка, кофта, шуба, платок, шарф, валенки, штаны, куртка, варежки, сапоги, галоши. Логопед четко называет их, выделяя артикуляцией и произношением звук [ш]. Затем просит детей назвать только «шипящие» картинки.

  •        Физкультминутка -логоритмика

       «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытянутыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

 

       Рассмотреть вместе с детьми картинки и напомнить  названия времён года. Уточнить последовательность смены времён года.

       Какое время года сейчас? Назвать предшествующее зиме и последующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе?

       Активизация словаря для детей 5-7 лет: названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль) .

       Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.

       Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.

       Глаголы: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

                                                                                                                 

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

       Материал для запоминания «Зима» (детям от 5 лет)

       Зимние месяцы — декабрь, январь и февраль. Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.

       Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги.

       Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

       В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

       Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

 

  • Логический строй речи

       Поиск логической ошибки (нарушения причинно-следствен­ных связей) «Найди ошибку»

Река замерзла, потому что дети взяли коньки. (Составь предложение правильно.)

 

  • Грамматический строй речи

       Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково»

Снег — снежок,

мороз — морозец,

ветер — ветерок,

лед — ледок,

зима — зимушка,

 метель — метелица,

санки — саночки,

холод — холодок,

дерево — деревце,

звезда — звездочка,

солнце — солнышко,

день — денек,

ночь — ночка.

       Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 5 лет)

Снег — снегов, много снега,

лед — льдов, много льда,

 звезда — звезд,

день — дней,

узор — узоров,

ночь — ночей,

снежинка — снежинок,

снеговик — снеговиков,

санки — санок,

буря — бурь,

вьюга — вьюг,

стужа — стуж,

холод — холодов,

забава — забав.

       Подбери родственные слова

Снег — снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, сне­гопад, Снегурочка, подснежник, снегирь ... ;

зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зи­мующие, озимые ... ;

мороз — морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;

лед — ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

       Связь слов в предложении «Составь предложения по опор­ным словам»

Дети, снеговик, слепили. Дети, санки, катаются. Снежки, играют, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо.

 

  • Лексический строй речи

       Поиск соответствующего понятия «Каким бывает?»

Снег — белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, бле­стящий, серебристый, сверкающий, падающий;

зима — холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная;

снежинки — белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узор­чатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки — летать, кружиться, виться, танце­вать, порхать...

       Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия «Чем похожи и не похожи?»

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

       Подбор антонимов

Зимой ночь длинная, а день короткий;

снег белый, а асфальт ... (черный);

зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый, южный).

       Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестя­щим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

       Построение монолога «Расскажи о зиме по плану» (детям от 6 лет):

  1. как ты заметил(а) наступление зимы;
  2. ее первые приметы в природе;
  3. зимние месяцы;
  1. повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой;
  2. зимние забавы и развлечения.

       Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты пони­маешь»

Пословица. Любишь кататься — люби и саночки возить. Поговорка. Береги нос в большой мороз.

 

  • МИНУТКА ОТДЫХА

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

 

  • Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

                    Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

                    Летом небо светлое, а зимой-…

                    Летом день длинный, а зимой …

                    Летом солнце яркое, а зимой -…

                    Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…

                    Снег мягкий, а лёд-….

                    Одни сосульки длинные, а другие-...

  • Объяснить значение слов «снегопад, гололёд». Придумать предложения с этими   словами.
  • Просмотр мультфильмов, телепередачь. Беседа по содержанию.

  • Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).

   Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.

       Снег (какой?)-….

       Снежинки (какие?)-….

       Лёд (какой?)-…

       Погода (какая?)-….

   Снежинки зимой (что делают?) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

       Лёд на солнце (что делает?)-…

       Мороз (что делает?)-…

       Дети на зимней прогулке (что делают?)-…

       Метель (что делает?)-…

                                                                                                                                      

  • Вырезать из бумаги и наклеить в тетрадь снежинки.

Игра «Угадай, когда это бывает?»

Солнце светит, но не греет.

Небо серое, облачное, пасмурное.

Деревья стоят голые, покрытые густым  инеем.

Перелетные птицы  улетели в теплые края, а зимующие остались с нами. Это воробьи, голуби, во­роны, синички, дятлы.

Животные медведь, еж спят, а  белка и  заяц  поменяли шкур­ки.

Люди надели зимнюю одежду.

Дети катаются на коньках, лы­жах, санках, лепят снежную бабу.

  • Попросите назвать зимние месяцы.
  • Игра "До - между - после".

 Какой месяц перед январем?

 Какой месяц после января?

 Какой месяц между февралем и декабрем?

  • Игра «Не зевай, а слова называй!»

Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая, морозная...

 Снег (какой?) - ...

 Снежинки (какие?) - ...

 Лед (какой?) - ...

 Погода (какая?) - ...

 День (какой?) - ...

 Мороз (какой?) - ...

 Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...

 Лед на солнце (что делает?) ...

 Мороз (что делает?) ...

 Дети зимой (что делают?) ...

 Метель (что делает?) ...

 Вьюга (что делает?) ...

  •  Игра «Назови ласково»

Снег - снежок.

 Лед - ...

 Зима - ...

 Мороз - ...

 Метель - ...

 Солнце - ...

  •  Скажи наоборот

 Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

 Летом небо светлое, а зимой - ...

 Летом день длинный, а зимой - ...

 Летом солнце светит ярко, а зимой - ...

 Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...

 Снег мягкий, а лед… - ...

 Одни сосульки длинные, а другие - ...

  •  Игра «Назови семейку слов»  к слову СНЕГ, ЗИМА, МОРОЗ, ЛЕД

 Снег - снежок, снежинка, снеговик, снежный, Снегурочка, снегирь

 Зима - ...

 Мороз - ...

 Лед - ...

  • Учимся делать распространенные предложения по образцу.

 Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.

  • Игра «Четвертый лишний». Нарисуй лишний предмет.

 Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему?  Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого.

  •  Игра «Почему так назвали?»

Конькобежец - потому что бегает на коньках,

 саночник - ...

 лыжник - ...

 сноубордист - ...

 хоккеист - ...

 фигурист - ...

  •  Игра «Кому что нужно?»

 Лыжи нужны ... (лыжнику)

 клюшка нужна - ...

 коньки нужны - ...

 санки нужны - ...

 сноуборд нужен - ...

 шайба нужна - ...

                               

  • Объясните и разучите с детьми народные приметы зимы:

Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.
Если зимой снег ложится ровно, сей весной гуще; ложится грядками, надувается — сей реже.
Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к урожаю.
Вороны и галки садятся на полдень носами — к теплу.
Зимой много больших сосулек — к урожаю овощей.
Снегирь под окном зимой чирикает — к оттепели.
Кошка на печи — к стуже; кошка на полу — к теплу.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
Снежная зима предвещает хороший рост трав.
Снегирь зимою поёт на снег, вьюгу и слякоть.
Зимой сухо и холодно — летом сухо и жарко.
Снежные хлопья крупные — будет оттепель.
Зимний лесСильно блестят зимою звёзды — к морозу.
Лед почернел, лес шумит — жди оттепель.
Воробьи дружно чирикают — к теплу.
Ночью иней — днем снега не выпадет.
Если зимой вьюги — летом ненастье.
Лед сильно трещит — будет мороз.
Зима снежная — лето дождливое.
Если зимою иней — летом роса.
Изморозь — предвестник снега.
Зима морозная — лето жаркое.

Чем позднее отлет журавлей, тем позднее зима начинается.
Строгой зиме быть, если птица дружно в теплые края пошла.
Снегирь прилетит — о зиме известит.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В декабре солнце на лето, а зима на мороз поворачивает.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Осень богата хлебом, а зима снегом, она не лето — в шубу одета.
Без трех надзимков зима не бывает.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести.
Какова зима, таково и лето.
Январь — середина зимы, он весне дедушка.
В феврале зима с весной встретится впервой.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.
Всегда жди беды от большой воды.
Август собирает, а зима поедает.
Больше снега — больше хлеба.

Большой иней во всю зиму — лето тяжелое для здоровья.
Быстрая оттепель — будет мало и дождей летом.
В Крещенье метель — и на Пасху метель.
В Крещенье прорубь полна — большой разлив будет.
В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
В Татьянин день проглянет солнышко — к раннему прилету птиц; в этот день снег — лето будет дождливое.
В начале зимы шел сильный снег, в начале лета пойдет сильный дождь.
Воробьи дружно чирикают — к теплу.
Вороны и галки садятся на полдень носами — к теплу, на север — к холоду.
Гром зимой — к сильным морозам.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
Днем был сильный мороз, а к вечеру потеплело — жди длительную стужу.
Дым из трубы столбом — к холодам.
Евдокия красна — весна красна.

Если зимою иней — летом роса.
Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Если зимою тепло — летом холодно.
Если зимою шумит лес — ожидай оттепели.
Если на Ефимия (2 февраля) в полдень солнце — к ранней весне, если метель — вся масленая неделя будет метельной.
Если на Сретенье дорогу переметает — весна будет поздняя и холодная, если тепло в этот день — весна будет ранняя и теплая.
Если ночью был иней, то днем снега не будет.
Если окна начинают потеть при двойных рамах — к усилению мороза.
Если снег выпадает, когда лист с дерева не спадает, то зима будет лютой.
Если снег мелкий и не скоро сходит, будет дождливый год.
Если снег плотный и мокрый, будет дождливое, урожайное лето.
Если снег сухой и легкий, будет сухое лето.

Зимой лес шумит к оттепели.
Зимой месяц кверху рожками — к морозу.
Зимой много инея — летом много росы.
Зимой собаки валяются — быть метели.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
Зимой тулуп всякому люб.
Изморозь — предвестник снега.
Иней на Николу — к урожаю на следующий год.
Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
Какова Аксинья, такова и весна.
Какова погода на Сретенье, такова и весна.
Когда зима случится летом, а лето — зимою, хороших хлебов не жди.
Коли 1 февраля погода ясная — весна будет ранней.
Коли Дмитриев день по снегу, то и Пасха по снегу.
Коли зима на Николин день дорогу заметает, дороге не стоять.
Коли на Михайлов день закует, то на Николу раскует.
Коли сильный мороз на Аггея, стоять ему до Крещения.
Кольцо вокруг солнца — к ненастью.

Красный огонь в печи и дрова горят с треском — к морозам.
Лед почернел, лес шумит — жди оттепель.
Лед сильно трещит — будет мороз.
Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
На Богоявление день теплый — хлеб будет темный (густой).
На Введенье случается и толстое леденье.
На Григория иней на стогах — к мокрому снегу.
На Евдокию курица напьется — весна теплой будет.
На Ефрема ветер — к сырому году.
На Крещенье снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю.
На Николу зима с гвоздем ходит.
На Рождество иней — к урожаю на хлеб, метель — пчелы будут хорошо роиться.
На Сретенье капель — урожай на пшеницу.
На Сретенье кафтан с шубой встретились.
На Сретенье снежок — весной дожжок.
На Сретенье утром снег — к урожаю ранних хлебов; если в полдень — средних, если к вечеру — поздних.
На Сретенье цыган шубу продает.
На Трифона звездисто — к поздней весне.
Не было зимы настоящей — не будет и лета желанного.

Ночью иней — днем снега не выпадет.
Облака идут против ветра — к снегу.
Облака плывут низко — жди стужу.
Первый прочный снег падает в ночи, денный снег не лежит.
Первый снег в декабре плотный, мокрый и тяжелый — быть влажному лету, а сухой и легкий — быть и лету суху.
Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
Перед холодом зима яркая.
Плохие зимние дороги — к урожайному лету.
Подошел бы Николин день, будет и зима.
После большого урожая — строгая зима.
Сильно блестят зимою звезды — к морозу.
Снег идет хлопьями — к доброму урожаю.
Темные святки — молочные коровы, светлые святки — ноские куры.
Теплый декабрь — к затяжной зиме и поздней холодной весне.
Теплый февраль обманчивый: будет холодная, с заморозками, весна.
Трещи мороз, не трещи, а минули водокрещи (на Крещение).
Трещи не трещи, а минули водокрещи (о зиме).
Трещит Варюха, береги нос да ухо.

Туманный круг около солнца или разорванный круг около луны — к метели.
Туманы в феврале предвещают дождливый год.
Феодосеево тепло на раннюю весну пошло.
Холодные северные ветры в феврале — к урожаю.
Шумит дубравушка к погодушке.
Ясные дни в Рождественскую неделю к хорошему урожаю.

 

 ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ЗИМА"  ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ

       ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ"ЗИМА"

Дети должны знать:

- основные приметы зимы, названия зимних месяцев;

- изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире;

- то, что зима — это время года, которое наступает за осенью;

- особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).


Дети должны уметь:

- обобщать признаки зимы и конкретизировать их;

- сравнивать зиму с другими временами года;

- анализировать явления;

- использовать полученные ранее знания и умения в реше­нии проблемных ситуаций, задач, заданий;

- использовать имеющийся по теме лексикон в речевом об­щении;

- общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности.


МАТЕРИАЛЫ: картины с изображением разных признаков зимы, зимние пейзажи, детские рисунки, мишура, игрушки и т.д.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ). Зима (педагог), Снеговик, Снегурочка, Снежная Королева и т.п.


Первая половина дня. Утро:
 Вводная беседа. Цели: настроить детей на предстоящую деятельность; собрать внимание; вызвать интерес к теме дня; спланировать основные его этапы.

 Утренняя гимнастика. Цели: уметь выполнять упражнения ритмично, с хорошим мышеч­ным напряжением, настроением; ориентироваться в пространстве зала вокруг себя; выразительно показывать образы, связанные с зимой.

* * *

Ходьба по глубокому снегу, по узкой тропинке, на четверень­ках — следы животных, бег врассыпную — снежинки; бег змейкой — речка во льду, разгребание снега лопатой вправо, влево; поднимание снежного кома для лепки снеговика; игра со снежками; лежа — стряхивание снега с ног; подпрыгивание — стряхивание снега с веток — снежный дождь; прыжки — греемся, растираем ладони, пальцы; дыхательные упражнения — морозный воздух, кружение — вьюга; приседание — ныряем в прорубь, скользящий шаг — ходьба на лыжах; катание на коньках; взмахи руками — метелица.


Оформление группы. Цели: уметь проявлять творческую инициативу; выбирать офор­мление, соответствующее сезону — зиме; красиво размещать эле­менты оформления, создавая целостную композицию; объяснять свои действия и выбор.
* * *

Педагог предлагает из имеющихся картинок, элементов, ри­сунков детей, мишуры, игрушек и т.п. сделать замок или дворец (терем), в котором живет Зима. Но так, чтобы все признаки зимы были в оформлении. Обсуждает предложения, выслушивает отве­ты детей, побуждает творческое начало.


Занятия

Путешествие по замку Зимы. Цели: уметь использовать полученные знания о зиме, зимних явлениях в отгадывании загадок, описании явлений, выполне­нии заданий; грамотно оформлять в речи свои суждения, умоза­ключения; использовать имеющийся словарный запас по теме, обобщать характерные признаки зимы, как времени года.

* * *

1.Чтение стихов о зиме.

       Педагог предлагает задобрить Зиму, чтобы она пустила детей в свой замок, рассказать ей, какая она красавица. Ставит усло­вие: читать стихи выразительно, не повторять одно и то же сти­хотворение.

Один ребенок читает стихотворение, а остальные выделяют об­разные выражения, красивые речевые обороты. Дети поощряются снежинками и становятся маленькими детками матушки-Зимы.

2.Стихотворение-загадка.

       Педагог просит детей внимательно послушать стихотворение о снежинках, выделить их признаки и запомнить, как их описыва­ет поэт.

Белые, мохнатые,
Легкие снежинки
Тихо с неба падают,
Будто бы пушинки.
Все они холодные
И тепла боятся.
Тонкие и хрупкие,
Могут поломаться.
Словно балерины,
В воздухе порхают.
Что красивы очень,
Все снежинки знают.

3.Пластический этюд «Снежинки».

       Педагог в образе Зимы' или Снежной Королевы предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Не за­быть при этом, какие снежинки, прислушиваться к музыке и словам. Попытаться передать образ легкой, хрупкой, красивой снежинки под любую вальсовую музыку.

Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата,
И снежинки разлетелись.
По замерзшему асфальту
Закружил, понес их ветер.
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Землю всю покрыть стремятся.

4.Отгадывание загадок.

       Педагог по своему выбору предлагает детям отгадать загадки о зиме и ее явлениях, объясняя, как они догадались.

Королева ледяная мчится в ледяной карете,

И ее сопровождает северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку вьюга, колкая поземка.
И несутся, словно змеи, серебристые метели. (Зима.)

Т. Шорыгина

Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасила витрины? (Зима.)

На дворе горой, а в избе водой .(Снег.)

Лежало одеяло мягкое, белое.
Солнце напекло, одеяло утекло. (Снег.)

Скатерть бела весь свет одела. ('Снег.)

Бел, да не сахар.Ног нет, а идет. (Снег.)

Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег.)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег.)

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луной он голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой.
Назови его. Ответь. (Снег.)

Что за звездочка такая

На пальто и на платке;
Вся сквозная, вырезная,
А сожмешь — вода в руке? (Снежинка.)

С неба падают зимой

И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые... (снежинки).

Сама я ледяная.

Моя юбка — кружевная.
Я кружусь, как балеринка.
Угадали? Я — ... (снежинка).

Кручу, урчу,

Знать никого не хочу. (Вьюга.)

Белые змеи

Над землей полетели.
По дорогам поползли
И сугробы намели. (Метель.)

Т. Шорыгина

Меня не растили

Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки,
Губы — сучки.
Холодная, большая.

Кто я такая? (Снежная баба.)

По снегу покатите —

Я подрасту.
На костре согреете —
Я пропаду. (Снежный ком.)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз.)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз.)

Какой это мастер

На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)

Удивительный художник

У окошка побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены —
На окошках лес густой.
Только белый, не зеленый
Лес чудесный, не простой. (Мороз.)
Л. Потапова

Кто букет белых роз

Ночью на стекло нанес? (Мороз.)
Т. Шорыгина

По дорогам он ходил

Да все лужи застеклил. (Мороз.)
Т. Шорыгина

Мост ледяной построен через пруд.

Угадайте, дети, чей это труд. (Мороз.)
Т. Шорыгина

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед.)

Он прозрачный, как стекло.

Белый, словно молоко.
И холодный, будто снег.
Он зимой — каток для всех. (Лед.)

Растет она вниз головой.

Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)
Т. Шорыгина

Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

5.Соревнование «Кто быстрее решит ребус?»
       Педагог предлагает детям по первым буквам (звукам) отгадать название месяцев зимы. Каждая команда выкладывает один ме­сяц и определяет его место в ряду месяцев.

- Дом, ель, каток, аист, береза, рябина, мягкий знак.

- Яблоко, неваляшка, волк, аист, рыба, мягкий знак.

- Филин, ель, волк, рысь, аист, лев, мягкий знак.


Физкультминутка «Снеговик». Дети под чтение стихов педагогом делают массаж биологически активных зон (М. Картушина).


Раз и два, раз и два —

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком.

Мы его слепили ловко.
Вместо носа есть морковка,
Вместо глазок — угольки,
Ручки — веточки нашли.
А на голову — ведро.
Посмотрите, вот оно!


 Имитируют лепку снежков.

Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.

Проводят пальцем по щекам сверху вниз.
Растирают указательным паль­цем крылья носа.
 Прикладывают ладони ко лбу ко­зырьком и энергично растира­ют лоб.

Энергично растирают ладонь о ладонь.
Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точ­ки перед и за ушами.

Кладут обе ладони на макушку и качают головой.



7. Отыскать и назвать родственные слова в стихотворении.
* * *
Снегурочка в лесу жила,
Снежки готовила с утра.
Снежинки в хоровод звала
И в гости снегирей ждала,
Чтобы в заснеженном лесу
Увидеть зореньки красу.
Под снегопадом танцевала,
Подснежник снегом укрывала,
до весны он не замерз
И радость людям всем принес.

* * *
Зимушка-зима принесла морозы,
Зимние забавы и сосульки-слезы,
Для зверей — зимовье
И под снегом — озимь,
Зимнюю одежду людям,
Чтоб не мерзли.

* * *
Летом мороз в морозилке живет.
Там он морозного утречка ж
Чтоб не растаять, мороженое ест.
А на закуску лед, ягоды есть.

* * *
Колет лед ледокол.
Через лед он прошел.
Не страшны ему и льдины,
Он их носом вмиг раздвинет.
Путь ледовый он проложит,
Кораблям пройти поможет.


Прогулка

Подвижная игра «Два Мороза». Цели: развивать внимание, ловкость, умение быстро бегать; воспитывать честность при выполнении правил игры; смелость при убегании от Морозов.

Правила. Педагог отмечает два дома на противоположных сторо­нах площадки. В одном доме живут два Мороза, а в другом — дети. Между домами отчеркиваются две горизонтальные линии, между которыми состоятся перебежки. Два Мороза выходят к своей линии чуть в стороне от центра и говорят:
Мы два братца удалые,
Мы морозы молодые.
Я — Мороз Красный нос,
Я — Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
Затем дети бегут к своему домику, а Морозы салят их. Осален­ного ребенка они забирают в свой домик. Замороженными считаются не только осаленные дети, но и те, кто побежал раньше слов «И не страшен нам мороз!». Выигравшими считаются те Морозы, кото­рые осалили больше детей.


Конкурс на лучший рисунок на снегу, лучший узор из цветных льдинок. Цели: уметь придумывать узор, красиво размещать цветные льдинки; учитывать свойства снега и льда; ориентироваться на предложенной плоскости.


Наблюдение за изменениями в неживой природе. Цели: уметь выделять признаки конца зимы и сравнивать их с началом и серединой зимы; описывать признаки, используя словарь по теме; видеть и отмечать взаимосвязь изменений в неживой и живой природе.

Вторая половина дня. Вечер:


Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы». Цели: уметь внимательно слушать текст стихотворения, выде­ляя признаки зимы; соотносить данные признаки с нарисованны­ми на картинках, пояснять свой выбор; для объяснения выбора использовать строки знакомых стихотворений и песен.

* * *

Педагог читает стихотворение, а дети должны запомнить при­знаки зимы, описанные в этом стихотворении, и подобрать из предложенных картинок те, которые соответствуют даНным при­знакам, описать картинки, используя монологическую речь, строки из знакомых стихотворений или песен, которые дети знают.

Зима

Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом,
И в узорах стекла,
Иней на ветвях висит,
Вьюга дует в окна:
Небо серое с утра,
Падают снежинки,
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи.
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика —
И кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны —
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.


 Подвижная игра «Снег — метель - вьюга». Цели: уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.

Правила. По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По ко­манде «Метель» — быстро бегут в направлении, указанном педа­гогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» — встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.


 Игра-путешествие «В гости к Зиме». Цели: уметь представлять разные признаки, явления зимы и изображать их; с помощью пантомимики выразительно переда­вать содержание стихотворения; ритмично выполнять движения в соответствии с заданиями педагога; проявлять творческую ин­дивидуальность.

* * *

       Педагог предлагает детям отправиться в путь по снежной стране. Дети образуют большой круг — это снежное облако. Педагог го­ворит, что оно пушистое, белоснежное, легкое, мягкое, и предлагает детям на нем покачаться, рассказать, какой оно формы. Каждый ребенок представляет в воображении облако и расска­зывает о нем.

       Педагог говорит, что облако стало таким тяжелым, из него по­сыпались на землю снежинки. Звучит музыка, дети поют. Педагог описывает движения снежинок или читает стихотворение, слу­шая которое дети изображают снежинки (кружатся, приседают, ветер гонит их в разные стороны, собирает в сугроб, разносит, поднимает вверх, крутит на месте и т.п.).

       Педагог обращает внимание детей на то, что потеплело, вы­глянуло зимнее солнышко, к концу зимы оно стало теплее, с крыш закапало, Загадывает детям загадку о сосульке. Предлага­ет послушать стихотворение .и показать, что случается с сосуль­кой.


Вниз головой висит сосулька.

От солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.

Придет мороз — заледенеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет — упадет.


Руки опускают вниз, пальцы рук смыкают домиком.

Трогают себя за нос.

Собирают «слезы» в ладонь.
Проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движени­ем «обрезают» длину.
Обнимает себя руками, дрожит.

Руки вытягивают вверх, вста­ют на носочки.

Руки округляют по бокам.

Приседают.



       Педагог говорит, что, пока дети изображали сосульку, под­нялась самая настоящая вьюга и, как карусель, закружила все вокруг. Предлагает покататься на снежной карусели. Проводится подвижная игра «Карусель».

Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, все белым-бело.
Наконец-то стихло, землю замело.

       Педагог обращает внимание детей на то, что вьюга прошла; стало тихо, можно отправиться на каток. Раздает детям коньки, предлагает попробовать, не жмут ли, постоять, сделать несколь­ко шагов. Просит покататься, как фигуристы. Сопровождает дей­ствия детей стихами.

Фигуристами мы станем.
На коньках скользим по льду.
Класс высокий всем покажем
И подпрыгнем на бегу.
Как волчок, кружиться будем,
Ласточкой парить легко.
Острые, стальные кони
Понесут нас далеко.

       После катка дети отправляются кататься на лыжах: примеряют их, пробуют, как они скользят, помогают себе палками, съезжа­ют с горки, поднимаются на нее, идут по глубокому снегу. Воз­вращаются на свою площадку. Собирают снег лопатами, катают ком для снеговика, лепят снежки, играют в них.

       Педагог предлагает послушать стихотворение о снежной бабе и показать в движениях, как дети ее лепили.


Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было ее.
Лопатами весь снег собрали,
Не позабыли ничего:

Сначала ком большой скатали
И плотно этот ком прижали.
Второй поменьше был размером,

На первый он уселся смело.
А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.
Лицо украсили морковкой

И угольками вместо глаз.

Прорисовали ротик ловко.

Смотрели в профиль и анфас.
На голову ведро надели,

Украсили его пером.

Метлу воткнули для порядка.

Трудились дружно всем двором.


Изображают в воздухе последовательно три круга, проводят руками по лицу.
Имитируют сбор снега лопа­тами.
Отрицательно качают головой.

Изображают в воздухе макси­мально большой круг.

Изображают перед собой рука­ми круг, опускают его на пол.

Изображают круг поменьше.

Приседают.
Выставляют три пальца, пока­зывают на голову.

«Вытягивают» нос.

Показывают на глаза.

Пальцем рисуют рот.

Поворачивают голову в сторо­ну, затем смотрят прямо.

Проводят двумя руками по го­лове сверху вниз. Поднимают одну руку вверх, ра­стопырив пальцы. Имитируют подметание.

^ Скрещивают пальцы рук в замок.

В заключение педагог предлагает детям рассказать о своих впе­чатлениях и нарисовать картину о зиме, зимних забавах.
Игра строится на воображении. Можно использовать нагляд­ный материал.

Вариант. Вместо игры-путешествия можно провести игру-драматизацию по сказке «Двенадцать месяцев».


 Варианты содержания тематического дня

Дидактическая игра «Ателье зимней одежды». Цели: уметь выбирать зимнюю одежду из предложенной, опи­сывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, использованию (спортивная, для игр, для прогулки); вы­полнять роли закройщика, портного, заказчика; вступать в ди­алог в соответствии с ролью.

Правила. Педагог предлагает детям поиграть в ателье зимней одежды. Определяет роли и действия каждого участника: закройщик принимает заказ, задает заказчику вопросы о том, для чего бу­дет использоваться этот предмет одежды, о фасоне, материале, отделке, пуговицах, мехе; портной собирает одежду из отдельных деталей, называя их и свои действия.


Дидактическая игра «Кто как зимует?». Цели: знать, как зимуют дикие звери, птицы в средней поло­се; уметь подбирать из предложенных вариантов картинок те, ко­торые соответствуют жилищу животного, его корму зимой; рас­сказывать об особенностях зимовки разных зверей (медведь, бар­сук, еж, белка, мышь, лиса, заяц, лось), птиц; угадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного идет речь.

Правила. Педагог зачитывает отрывки из познавательных рас­сказов о зимовке животных, а дети должны отгадать, о каком жи­вотном идет речь. Находят картинку с изображением животно­го, подбирают к ней картинку с изображением его зимнего жи­лища и корма, которым он питается зимой. Рассказывают об этом.


Дидактическая игра «Четыре времени года». Цели: знать названия и последовательность четырех времен года; признаки, характеризующие каждое время года; уметь выбирать из предложенных картинок, эмблем, символов те, которые со­ответствуют какому-либо времени года, называть их, объяснять, почему то, что изображено на картинке происходит в данное вре­мя.

Правила. Дети выбирают картинку, прикрепляют ее на один из секторов большого круга, разделенного на четыре части, или на одежду сверстников, которые выступают в роли времен года, на­чиная с зимы, называют явление, изображенное на картинке, и поясняют свой выбор. При заполнении сезонов, в которых выде­ляют определенные периоды (ранняя, поздняя осень), дети работают последовательно, поясняя особенности смены природных явле­ний.

(См. стихи: лексическая тема «Осень», дидактическая игра «Ка­кое время года?»)

Можно дать детям задание выстроиться по порядку, начиная с зимы (времена года — соседи), используя текст сказки «Двенад­цать месяцев».


Занятие «Зима в музыке, живописи, стихах, сказках». Цели: знать признаки зимы, как времени года; уметь отмечать красоту зимней природы в живописи, стихах, рассказах, сказках; отображать в речи своеобразие, красоту зимних явлений, исполь­зуя строки знакомых произведений; передавать в речи свои впе­чатления от прослушанных музыкальных произведений, рассмат­ривания картин известных художников.


 Занятие «Коллективная аппликация "Зима" или "Зимние забавы"». Цели: знать признаки зимы, особенности работы с разным ма­териалом (вата, пух, салфетки, бумага, фольга и т.п.) и разной основой (фланель, бархатная бумага, ватман); уметь коллективно продумывать и составлять композицию на заданную тему; распре­делять содержание работы, последовательность ее выполнения; обговаривать это; составлять рассказ о полученной картине, ис­пользуя образные выражения из стихов, рассказов, сказок; при­думывать свои эпитеты.
 

Дидактическое упражнение «Снег — хорошо и плохо». Цели: знать свойства снега, его значение для живой природы, жизни человека; уметь выделять положительное и отрицательное влияние выпадения большого количества снега (снегопад, вьюга, метель, буран) и малого; видеть в каждом явлении две стороны; логически мыслить и объяснять ход своих мыслей.
 

Оздоровительный досуг «Зимняя олимпиада — Арктика»

Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение». Цели: уметь внимательно слушать педагога, осмысливая суть события, устанавливая причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.

* * *

       Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети за­канчивают их.
Дети приготовили коньки, потому что...
Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что...
Утром кругом было все белым-бело, потому что...
Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что.
На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, пото­му что...
К вечеру намело большие сугробы, потому что...
На улице все падали и скользили, потому что...
С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что...
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, по­тому что...
Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что...
Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, пото­му что...
Деревья зимой находятся в состоянии покоя, спят, потому что...
Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что...
Охотник знал, куда убежал заяц, потому что...
Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что...
Заяц, лиса и белка не мерзнут зимой, потому что...
После снегопада машины не смогли проехать по дороге, пото­му что...
Трава зимой не замерзает, потому что...
Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что...
Дети любят зиму, потому что...
Дети не смогли слепить снеговика, потому что...
Многие животные зимой в лесу погибли, потому что...
Ледяная дорожка не скользила, потому что...


 Дидактическое упражнение «Назови действие». Цели: знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол.

* * *

       Педагог начинает предложения, дети заканчивают их.

Зимой метель... (метет).
Ночью ветер в трубах... (завывает, воет).
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк... (воет).
На зиму медведь в берлоге... (засыпает).
Мороз щеки и носы... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает).
Зимой снег все вокруг... (накрывает).
Под снегом травка зимой... (греется).


Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба». Цели: уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слу­шать и действовать совместно с педагогом.

* **

       Педагог читает стихи, дети выполняют соответствующие дви­жения.


У Зимы в лесу изба,

Во все стороны резьба.
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены.

Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями.
На шесте, на ледяном

Ходит ворон ходуном.


 Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх.

Указательными пальцами обе­их рук в воздухе делают вра­щательные движения.
Ставят кулачок на кулачок попеременно.
Руки перед собой, ладони раскры­ты, прижаты друг к другу реб­ром, пальцы сомкнуты.
Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной сторо­ной.

Указательный палец правой руки прикрывают ладонью левой.

Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы ле­вой.

Чтение стихов

       Педагог читает детям стихи, потом задает вопросы по их со держанию.

Мороз-художник '
Рисует узоры
На окнах мороз,
Но только лишь белою краской.
Вот дивные птицы,
Вот чудо-цветок,
Вот замок прекрасный, как в сказке.
Разглядывать можно картины весь день,
Но только не трогать руками.
Растают узоры тогда от тепла
И вмиг распрощаются с нами.


  • В какие дни можно увидеть рисунки на окнах?

  • Как они образуются?

  • Почему рисунки боятся тепла?

  • Что чаще всего рисует мороз на стеклах?

Метель
Как на нашу улицу принеслась метель.
Все дорожки, все крылечки белые теперь.
Наметет сугробы — двери не открыть.
Заберется в щели, чтобы застудить.
Вволю наиграется и уйдет в леса,
А за ней останется снежная краса.


  • Чем отличается метель от снегопада? ,

  • Чем отличается метель от вьюги, бурана?.

Гололед
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла.
На дорогах гололед;
И машины все несет.
Тротуары, как каток.
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела —
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа —
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.


  • Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

  • Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

  • Почему в гололед люди часто получают травмы?

  • Как обезопасить себя в гололед?

  • Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

Зимнее зеркало
Гладкий, скользкий очень
Лед, как зеркало, блестит.
Он на реках прочный,
Можно по нему ходить.
И по глади ровной можно
Мчаться на коньках.
С ветерком проехать
Даже на санях.


  • Как в стихотворении описывается лед?

  • Из чего образуется лед? Как?

  • Почему в мороз по льду на реке можно даже ездить на санях?

Снег
Снег такой пушистый, мягкий, как перина.
Разукрасила его вдруг рябина.
Красной ягодой узор набросала,
Снегирям его стеречь приказала.
Торт сверкает под луной, серебрится.
А рябине даже ночью не спится.
Белый снег прикрыл ее, как невесту,
И оставил лишь для щек ярких место.

   Как описывается снег в стихотворении?

   Как можно украсить снег ягодами рябины?

   Почему под рябиной всегда много ягод?

 

  • Просмотр детьми телепередач, беседа по содержанию.

Детская энциклопедия. Какая польза от снега.

 

Стихи  о зиме русских поэтов для детей (чтение, заучивание)

                                          Константин Бальмон

Снежинка

Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая!

Дорогой бурною
            Легко проносится,
Не в высь лазурную,
            На землю просится.

Лазурь чудесную
            Она покинула,
Себя в безвестную
            Страну низринула.

В лучах блистающих
            Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
            Сохранно-белая.

Под ветром веющим
            Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
           Светло качается.

Его качелями
           Она утешена,
С его метелями
          Крутится бешено.

Но вот кончается
            Дорога дальняя,
Земли касается,
            Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
            Снежинка смелая.
Какая чистая,
            Какая белая!

***

                                    Константин Бальмонт

Зима

Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.

 

***

                                          Евгений Баратынский

Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.

***

                                      Афанасий Фет

Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться, -
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.

***

                                           Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять!"

***

                                      Афанасий Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

***

                                     Афанасий Фет

Скрип шагов вдоль улиц белых,
               Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
               Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
               Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
               Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
               Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
               На мороз дохнуть.

***

                                          Самуил Маршак

Круглый год. Январь

Открываем календарь -
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

***

                                       Самуил Маршак

Круглый год. Февраль

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.

Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!

***

                                         Сергей Михалеов

Белые стихи

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

***

                                         Фёдор Тютчев

           Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
           И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

            Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

***

                                          Александр Пушкин

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.

И вся Москва покойно спит...

***

                                      Александр Пушкин

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

***

                                       Пушкин Александр

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

***

                                         Александр Пушкин

(2 НОЯБРЯ)

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? и можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор...

***

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

***

                                      Иван Никитин

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

***

                                          Иван Никитин

Зимняя ночь в деревне

Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.

Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых...

***

                                          Валерий Брюсов

Первый снег

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

***

                                       Александр Прокофьев
Зимушка-зима

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.

За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.


                                        Сергей Козлов
Снежинки

За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.


***

                                      Александр Яшин
Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

 

                                       Даниил Хармс

Дворник-дед Мороз

В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник трубочку курил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:

"Ты летаешь или таешь?
Ничего тут не поймешь!
Подметаешь, разметаешь,
Только без толку метешь!
Да к чему я говорю?
Сяду я да покурю".

Дворник трубку курит, курит...
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.

Глянь-ка, Маня... — крикнул Ваня.
Видишь, чучело сидит
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.
Дед Мороз и дети

Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!"

А оно как зарычит!
Как ногами застучит!
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричит:

"Будет вам ужо мороз —
Как хватать меня за нос!"

***

                                         Даниил Хармс

Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдpyг по pеке пронесся кто-то
Hа металлических
Крючках.

Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпpыгнyл
И исчез.

И долго я стоял y речки,
И долго думал, сняв очки:
"Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!"

 

***

                                        Михаил Исаковский

Зимний вечер

За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.

Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.

Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.

Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.

Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.

***

                                       Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
    Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
    И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
    И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
    У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
    Красавица весна.

***

                                       Сергей Есенин

Берёза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

***

                                      Александр Блок

Ветхая избушка

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят, -
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна -
Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

***

                                        Некрасов Николай
Мужичок с ноготок

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?» —
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»

— Власом. — «А кой тебе годик?» —
Шестой миновал...
- Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

 

                                           Николай Некрасов

Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

***

- Для кого поешь, пурга,
В серебристые рога?
- Для малюток-медвежат,
Что в берлоге крепко спят.

***

                                      Иван Бунин

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

***

                                             А.С. Пушкин

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

***

                                          Александр Пушкин

Идет волшебница - зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Снег! Снег! Снег!

***

                                            Александр Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница - зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки - зимы.

***

                                       Пушкин Александр

Из романа «Евгений Онегин»

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

***

                                        Константин Фофанов

Нарядили елку в праздничное платье:
В пестрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится елке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей...
Грезятся им елка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.

***

                                          Борис Пастернак

Зимняя ночь


Не поправить дня усильями светилен,
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.

Булки фонарей и пышки крыш, и черным
По белу в снегу - косяк особняка:
Это - барский дом, и я в нем гувернером.
Я один - я спать услал ученика.

Никого не ждут. Но - наглухо портьеру.
Тротуар в буграх, крыльцо заметено.
Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй!
И уверь меня, что я с тобой - одно.

Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар - исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.

Тротуар в буграх. Меж снеговых развалин
Вмерзшие бутылки голых черных льдин.
Булки фонарей. и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях, нелюдимый дым.

***

                                        Александр Твардовский
Опять зима

Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шел ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встает.
Как каждый день, полней и лучше,
Полней и лучше новый год…
Зимние картинки
Щенка прогуливает тетя.
Щенок расстался с поводком.
И вот на бреющем полете
Летят вороны за щенком.
Сверкает снег…
Какая малость!
Печаль, куда же ты девалась?

***

                                         Агния Барто

Наступили холода

Ветер на терраске,
Холодно в коляске!
На Андрейке — телогрейки,
Кофты, рукавицы,
Полосатый шарф Андрейке
Принесли сестрицы.

Он сидит, едва дыша,
В телогрейке пёстрой.
Как на полюс, малыша
Снарядили сестры.

— Привыкай и к холодам! -
Объясняет Света. -
И зима приходит к нам,
А не только лето.


***

                                          Давид Самойлов
Зима настала

В первую неделю
Остекленели
Глаза воды.
Во вторую неделю
Закоченели
Плечи земли.
В третью неделю
Загудели
Метели
Зимы.

В первую неделю
Я духом пал.
Во вторую неделю
Я чуда ждал.
А в третью неделю,
Как снег упал,
Хорошо мне стало,
Зима настала.

 

***
                                         Иван Суриков
Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

 

 

 

       реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

Информационно-методическое обеспечение по теме «Природа приамурья»:

 

- «Природа приамурья» —  ЗИМА.

                                                                                                                                                                                 

 

 

   Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                              С уважением, О.Г. Гольская.

      "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи").